-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 28.04.2009

От роста к выживанию

 
Вадим Янмурзин, директор Кемеровского филиала ООО «НОМОС-лизинг» Владимир Поликаров, заместитель генерального директора по финансам и экономике ОАО «Проминвест», г. Кемерово
К сожалению, отмечает Вадим Янмурзин, лизинговые компании в основной своей массе оказались не готовы к такому масштабному явлению с неплатежами
«Нынешние условия не предполагают развития,
а только выживание», - уверен Владимир Поликаров
 Последние несколько лет лизинговые компании каждый год удваивали бизнес. Из малопонятного лизинг за это время превратился в необходимый финансовый инструмент. Но разразившийся экономический кризис полностью изменил этот перспективный быстрорастущий рынок.
На рынке лизинговых услуг ситуация сегодня печальная: львиная доля лизинговых компаний, по федеральной статистике около 70%, не производит лизинговых сделок. По оценке Вадима Янмурзина, директора Кемеровского филиала ООО «НОМОС-лизинг», примерно 50% компаний, работающих в Кузбассе, ещё «номинально» осуществляют лизинговые сделки. По факту же сделки проходят у процентов 20-30 лизинговых компаний. В наиболее сложной ситуации оказались региональные компании, не имеющие значительного собственного капитала. С августа фактически прекратилось банковское финансирование лизинговых компаний. При этом начались неплатежи лизингополучателей, и стремительно начала расти дебиторская задолженность. «Сейчас в нашей компании «дебиторка» составляет 179 млн рублей, вместе с тем выросла и наша задолженность перед банками, т.к. доля заёмных средств у нас очень велика, – сетует Владимир Побокин, генеральный директор «Лизинговой компании Сибири». – Но самая большая для нас проблема – это выплата налогов».
Причина этой проблемы, считают представители региональных лизинговых компаний, кроется в том, что два года назад Министерство финансов отменило ведение бухгалтерского учёта по кассовому методу, когда налоги платились с пришедшей прибыли, и внедрило метод по начислению, т.е. налоги взимаются на основании заключённых договоров. Так что теперь компаниям приходится платить налоги с неполученной, фактически виртуальной, выручки, на что средств в текущих условиях естественно не хватает.
«Мы совместно с ещё одной региональной лизинговой компанией и двумя банками подготовили обращение в администрацию области с просьбой выступить с законодательной инициативой в Госдуме по переводу назад на кассовый метод определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и НДС, – рассказывает Владимир Побокин. – Но не знаю, сможет ли администрация нам чем-то помочь, всё-таки эта федеральная инициатива была. Вообще, в связи с введением такого метода начисления налогов, три четверти лизинговых компаний могут в этом году уйти с рынка…»
Что касается филиалов федеральных компаний, то многие из них просто «встали». Но пока филиалы ещё никто не закрывает, особенно те, которые в своё время активно совершали лизинговые сделки, а теперь столкнулись с тем, что надо собирать платежи и взыскивать дебиторскую задолженность. Так что компании сейчас переориентируются на эту работу, под которую, считают эксперты, скорее всего, будут происходить какие-то кадровые перестановки – усиливаться служба безопасности, создаваться отделы по работе с дебиторской задолженностью и т.д.
К сожалению, отмечает Вадим Янмурзин, лизинговые компании в основной своей массе оказались не готовы к такому масштабному явлению с неплатежами: «И вопрос стоит даже не в том, как забрать тот же КамАЗ, 90% вменяемых клиентов сами отдают объект лизинга, вопрос в том, что потом с техникой делать?.. Цены на новую технику упали на 15-20%, а на китайские грузовики даже до 40% произошло падение». Некоторые лизинговые компании работали на пониженных авансах, например, в 10%, и сейчас они в очень тяжёлой ситуации. А те, кто брал 20-30%, ещё могут выйти из сделки, продав технику и ничего не потеряв или даже с небольшой прибылью. Но рынок продажи-покупки спецтехники также стоит, говорит Владимир Побокин. «У нашей компании сейчас в активах есть техника в рабочем состоянии на 200 млн рублей, очень важно найти ей хоть какое-то применение», – добавляет он. Основные проблемы у лизинговых компаний, к слову,  возникли с клиентами, которые были связаны с угледобывающей промышленностью. В связи с сокращением объёмов угледобычи, техника встала, и реализовать её тоже некому.
Тем не менее, лизинговые компании, если видят, что клиент, хоть и попал в сложную ситуацию, но имеет какие-то перспективы работы в дальнейшем, не спешат с изъятием техники или оборудования.
Но при этом в большинстве своём, по словам представителей лизинговых компаний «мёртвой» просрочки у них нет. Так, в «АльянсРегионЛизинг» просрочки преимущественно являются техническими, не превышающими двух недель. В портфеле «Лизинговой компании Сибири» 60% лизингополучателей платят не полностью и с опозданием. В Кемеровском филиале «НОМОС-лизинг» просроченная задолженность составляет 2,5-3% от портфеля. А в компании «Проминвест» в общем портфеле на конец года неплатежи не превышали 4%. Но настораживает динамика их роста, отмечает Владимир Поликаров, заместитель генерального директора по финансам и экономике ОАО «Проминвест», и самое главное – практический паралич банковского финансирования и вымывание денежной составляющей из хозяйственных расчётов.
Так что дальнейшее падение рынка и рост просроченной задолженности вполне вероятен.
Кто-то из лизинговых компаний обращается к коллекторам, но, по словам Владимира Побокина, пока его компании работа с коллекторами ничего не дала. Кто-то взыскивает долги собственными силами, так как оценивает степень эффективности собственной работы в этом направлении намного выше, чем предлагаемые коллекторскими агентствами ставки дисконта.
«В каких-то случаях, – рассказывает Вадим Янмурзин, – мы готовы подождать, но если клиент откровенно пользуется кризисом, то идём в арбитражный суд. В октябре-ноябре прошлого года к нам приходило по пять человек в день и все просили отсрочку на год. Но, скажем, из десяти обратившихся компаний только одна действительно попала в трудную ситуацию и не имеет возможности платить. Максимально отсрочку мы можем дать на три месяца, если за это время клиент не начал работать, то зачем продлевать отсрочку? Пусть тогда отдаёт технику».
На тех, «кто откровенно пользуется кризисом» большинство лизинговых компаний предпочитают подавать в арбитражный суд, сейчас там рассматривается более 250 дел с участием лизинговых компаний.
Самая сложная ситуация, когда лизингополучатель не просто попал в трудное положение или пользуется сложившийся кризисной обстановкой, а пропадает вместе с объектом лизинга. Прецедентов, когда технику найти невозможно, конечно, немного. В основном, это происходит с теми лизинговыми компаниями, которые не имели филиала в Кузбассе, и совершали сделки из Новосибирска, Москвы или других городов. Когда нет нормального представителя на месте, то клиенту легко «потеряться»… Были ситуации, когда у филиалов федеральных компаний или местных игроков просили технику для работы где-нибудь на севере, например, в Новом Уренгое, и те, кто такие сделки совершал, отмечает Вадим Янмурзин, наверняка сейчас жалеют, потому что узнать, что там происходит с техникой, очень сложно.
Выживут осторожные
Компании, которые продолжают работать сейчас, имеют хороший запас собственных ресурсов и стабильные отношения с банками, либо входят в финансовые холдинги или находятся в структуре крупных банков. В целом, по оценкам экспертов, объёмы финансирования в этом году упали в 5-10 раз.
Основной объём текущих лизинговых сделок сегодня приходится на легковые автомобили стоимостью до 1 млн рублей. Они более ликвидны, и их проще реализовать, чем скажем, КамАЗы. С оборудованием, отмечают представители лизинговых компаний, сегодня мало кто работает.
Если в конце года потенциальные лизингополучатели, сделки которых уже были одобрены, сами отказывались от финансирования, то сегодня, по словам директора филиала «Кемеровский» ООО «АльянсРегионЛизинг» Александра Филатова, спрос начал постепенно восстанавливаться. Среди основных клиентов лизинговых компаний наиболее уверенно чувствуют себя представители среднего бизнеса, которые ощутили сокращение кредитования со стороны банков и ищут все возможные альтернативные источники финансирования. Причём обращения появились и от компаний, которые раньше лизингом не пользовались – это энергетические и тепловые компании, отмечает Вадим Янмурзин. До кризиса они предпочитали работать своими средствами, а сейчас денег свободных не хватает, поэтому они стали проявлять интерес к лизингу.
Компании, которые продолжают работать сейчас, уже, конечно, действуют осторожнее и не обещают быстрого оформления сделок. Трудозатраты на оформление сделки увеличились в 4-5 раз, говорят эксперты, – выросло количество документов и в среднем на 1,5 недели увеличились сроки получения финансирования.
С ростом стоимости банковских ресурсов, по оценкам Владимира Поликарова, по новым кредитным линиям цена выросла примерно в 1,5 раза, соответственно изменилась и стоимость лизинга. По ежемесячным платежам, утверждает Вадим Янмурзин, стоимость лизинга выросла на 20%, и многие лизинговые компании за сделку сейчас просят 50-60% годовых, так что ставка в 30% считается ещё удачной.
Дальнейшие перспективы рынка его игрокам видятся очень смутно. «Пока центральной задачей является работа с имеющимися договорами, аккумулирование всех финансовых возможностей для того, чтобы своевременно рассчитываться со своими инвесторами, кредиторами, бюджетом», – говорит Софья Мороз, генеральный директор ЗАО «Сибирская лизинговая компания».
Задачи развития на этот год лизинговые компании уже не ставят. «Нынешние условия не предполагают развития, а только выживание. И выживут немногие», – уверен Владимир Поликаров. В текущей ситуации с положительным сальдо, по мнению Александра Филатова, из кризиса сумеют выйти только те компании, у кого политика рисков была наиболее жёсткой, портфель более дифференцирован, и разработана политика по работе с
проблемными кредитами.
Ольга Лебедева

 


Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко