|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 07.08.2012
26 июля в Бизнес-инкубаторе Кузбасского технопарка собралось более 60 человек: пиар специалисты, бизнесмены, предприниматели и студенты на круглый стол «Пиар для бизнеса, карьеры и жизни». Кроме того, в режиме видеосвязи в мероприятии приняли участие предприниматели из Юрги, собравшиеся в юргинском «Центре содействия малому и среднему предпринимательству».
Организатор – Группа изданий «Авант» – вот уже шестой раз собирает представителей пиар отрасли накануне своего профессионального праздника, чтобы обсудить актуальные вопросы, и таким своеобразным способом отметить День пиар специалиста. В этом году круг участников был расширен начинающими предпринимателями и студентами, благодаря тому, что мероприятие проходило в рамках Кузбасского молодежного проекта «Ты – предприниматель», при поддержке Департамента промышленности, торговли и предпринимательства. Поэтому состав участников был разнообразным, но сбалансированным, что позволило взглянуть на многие вопросы с разных точек зрения. И, соответственно, породило и различные оценки, как самого мероприятия, так и докладов (см. мнения участников).
Какие цели у пиара
Первый и может даже основной момент, который вызвал оживленную дискуссию участников, касался вопроса целей пиар деятельности компаний. По сути, это давний спор: «Маркетинг или PR?», который активно ведётся между сторонниками «чистого PR» и теми, кто считает, что невозможно установить чёткие границы, а само это разграничение нужно лишь «теоретикам», и что все инструменты коммуникации нужны лишь для достижения основных целей бизнеса, при этом не принципиально, как они называются. А по словам Андрея Баранникова, вице-президента Российской ассоциации по связям с общественностью, сегодня «общемировая тенденция – всё более тесная интеграция общественных связей и других дисциплин маркетинговых коммуникаций».
Но этот спор с новой силой разгорелся после доклада Валентины Коваленко, начальника отдела рекламы и PR ГК «Стройкомплект», «Практические инструменты для повышения лояльности клиента». Для части присутствующих – такая цель всё-таки прерогатива маркетинга, как заметил Сергей Чернышев, преподаватель Кемеровского института РГТЭУ, «после этого доклада, у меня ощущение, что я присутствую на сборище маркетологов». А на прямой вопрос Елены Крекниной, советника генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Кемерово»: «Какие цели у вашего пиара?», последовал прямой ответ Валентины: «Я думаю, что цели у нашей компании такие же, как и у любого бизнеса – повышение продаж. Поэтому цели пиар деятельности – повышение лояльности клиентов и построение взаимодействия с бизнес сообществами».
Нужно заметить, что в известной книге «PR на 100%» (Игорь Манн, Андрей Мамонтов и Анастасия Горкина) авторы, рассуждая «Является ли PR частью маркетинга или это две равноправные функции (или что-то третье)?», пишут «то, что это один из наиболее задаваемых вопросов, не делает его критически важным для ведения бизнеса», мало того – «сколько компаний, столько подходов». И для любого здравомыслящего руководителя, важнее тот сотрудник или отдел, от которого больше пользы. Вообще, «скажи мне, что такое PR, и я скажу тебе, какой у вас PR».
Например, если взять за общее определение PR-деятельности компании – «построение правильных коммуникаций между компанией и целевыми аудиториями», то вопрос является ли пиар акцией проведение «Дня пожилого человека» в малых городах присутствия магазинов «Большой ремонт» отпадёт сам собой.
И потому, если Банк ВТБ определяет собственную PR-политику, как «выражение своих стратегических интересов», то совершенно логично сюда укладываются их благотворительные проекты. Как отметила Елена Островская, помощник управляющего по связям с общественностью кемеровского филиала банка, так как «стратегическими приоритетами банка являются повышение качества жизни на территории присутствия», социальные мероприятия в таких областях, как здравоохранение, искусство, образование, – критичных для качества жизни территорий, и становятся практически обязательными.
Вопрос о благотворительных акциях вызвал неоднозначную реакцию аудиторию, что говорит о том, что инструмент этот очень деликатный, пользовать им нужно достаточно осторожно, чтобы не вызвать отторжения. Такой негатив, с точки зрения Елены Крекниной вызывают, например, благотворительные акции УК ЖКХ, сразу задаёшься вопросом: «А во дворах убираться и подъезды ремонтировать не пробовали?».
PR без бюджета
Как оказалось, отсутствие PR-бюджета – беда не только компаний малого бизнеса. Зачастую в таком положении оказываются те, кто всегда вызывает лишь финансовую зависть. Павел Галан, управляющий директор ООО «Экспобанка», рассказывая про специфику продвижения «нишевого банка» и местные региональные особенности, отметил, что, конечно, значительная доля пиар активности у всех банков уделяется имиджу. Но если крупнейшие банки реализуют это в основном через громкие пиар проекты с большими бюджетами, то небольшим банкам, имеющим, как правило, нулевой бюджет на эти цели, приходится использовать чёткую ориентацию и прямой выход на клиента. И, если, считать, что «PR – это управление информацией о компании», то небольшой банк в использовании инструментария мало отличается от компании малого бизнеса, работающей в корпоративном сегменте, где главные носители информации о компании всё-таки ваши сотрудники (причём все!), а главные каналы продвижения – личные контакты. При этом ни в коем случае (это же практически при нулевых бюджетах на размещение в СМИ и другую рекламную активность) нельзя упускать возможность появиться в СМИ бесплатно – в качестве активного участника громкого мероприятия или эксперта в публикации по «своей» теме.
Ещё один очень интересный, а главное – достаточно эффективный инструмент работы на рынке В2В представила Ирина Капкова, специалист по связям с общественность «Промсвязьбанка». Доклад про партнёрские конференции «Дни МСБ в Кузбассе» – практически пошаговые рекомендации: как собрать целевую аудиторию – ваших потенциальных клиентов или партнёров. Конечно, можно делать это не с таким размахом, как банк, но принципы организации остаются теми же. Учитывая, что и «Промсвязьбанк» делал это своими силами, не привлекая и не тратясь на сторонних организаторов (заметим, что на все кемеровские офисы банка – всего один специалист по связям с общественностью – это к тому, что «в банке много сотрудников, они могут это себе позволить» – разговоры «в пользу бедных»). И если вам нужно собрать не 200 человек, а 20 – это вполне по силам компании, даже при отсутствии в штате «PR-специалиста». Кроме того, такие мероприятия можно провести, действительно, с нулевым бюджетом (не считая собственной работы). Ведь даже на аренде помещения можно сэкономить, договорившись с одним из партнёров, то же касается практические любой строки прямых затрат. Капил Кхурана, учредитель стоматологической клиники «Смайл», назвал это ёмким словом – «бартер», имея в виду, что всегда можно договориться о небольших взаимных услугах и найти точки соприкосновения интересов. И эти интересы совсем не обязательно должны выражаться в деньгах. Кстати, именно эта предпринимательская компетенция – постоянно находить решение в ситуации недостатка ресурсов, по словам Натальи Михайловской, директора КА «Профи», наиболее востребована и работодателями: «Важно у кандидата на должность PR-специалиста «допущение» мысли, что PR-деятельность может происходить без больших бюджетов, потому, что если есть горячее желание что-то делать, то будут и результаты». Отсюда отрицательное отношение к тем, кто «с большим запалом делает «всё правильно», по учебнику», не учитывая, ни финансовые возможности компании, ни специфику местного рынка.
Здесь же в который раз, как это обычно бывает на мероприятиях со сходной тематикой и структурой участников, возник вопрос: «Платить или не платить СМИ?». Очень метко сформулировала свой ответ на этот вопрос Елена Крекнина: «Если PR у вас решает бизнес-задачи компании, то почему СМИ должны работать на вас бесплатно? Если же вы говорите, что у вас «чистая благотворительность и социальность, никакой коммерции», то зачем вам СМИ? Кинули камень в воду и забыли – об этом не кричат». Всё остальное зависит лишь от мастерства пиармена.
Возможности Интернета
Использование Интернета, как одного из мощнейших современных инструментов пиар деятельности, пожалуй, сегодня самый актуальный вопрос. Но выступавшие на круглом столе на данную тематику и Михаил Христосенко, директор веб-студии, и Константин Найчуков, соучредитель студии веб-технологий «Квадрата», обращали внимание собравшихся, что это лишь инструмент. И нужно трезво относиться к его возможностям в рамках поставленных задач.
Михаил продемонстрировал пример решения задачи: «Собрать студентов на бесплатный семинар по бизнес-тематике, при нулевом бюджете на продвижение», где решением было – создание группы вКонтакте, как места для общения, а за счёт вирусного эффекта была набрана нужная аудитория. Результат – за две недели – в группу вступило более 300 человек, 150 человек зарегистрировались на семинар, и 70 из них пришли на мероприятие. При этом Михаил подчеркнул, что данный инструмент хорош именно для студентов, «если бы мы набирали другую аудиторию, то использовали бы другой». Кстати, на круглом столе присутствовали два непосредственных участника этого мероприятия – Дмитрий Ушаков и Юрий Новиков – студенты, которые очень эмоционально оценили и способ организации семинара, и сам семинар, причём мнения были диаметрально противоположными. Что дало возможность поставить достаточно сложный вопрос «неоправданных ожиданий», как результат некоторых пиар действий. И потом, уже по окончании мероприятия, многие в «Анкете обратной связи» предложили это как тему одной из следующих встреч.
А Константин Найчуков, показал, как можно использовать социальные сети, для продвижения себя и компании. И как много может зависеть от пиармена, особенно в микрокомпании (численностью менее 10 человек), где этим специалистом должен стать сам предприниматель. Рассказывая о нетворкинге в соцсетях, Константин привёл очень интересные примеры монетизации (собственные!) – нахождение сотрудника и делового партнёра. При этом сам Константин считает: «Соцсети – это только инструмент. Основа нетворкинга – это личные знакомства». Поэтому нужно «посещать различные профессиональные мероприятия и стараться больше общаться вживую».
Мастерство и творчество
Наталья Михайловская в своём выступлении «За что платят в пиаре», отметила возрастающий спрос на PR-специалистов в последнее время по сравнению с предкризисными годами, когда подобные заказы были единичны. Кроме того, изменился и состав потенциальных работодателей – это перестало быть прерогативой только крупных компаний и госструктур, сейчас потребность в таких специалистах обозначают компании малого и среднего и бизнеса.Но «ожидания заказчиков и специалистов очень сильно не совпадают, ни по выполняемым задачам, ни по условиям найма». Работодателям, прежде всего, нужен результат, причём перевод «общих задач», поставленных руководством в конкретные показатели, как правило, ложится на плечи самого специалиста. То есть всем хочется, чтобы пиарщик был технологичен, в том смысле, что мог результаты своей работы перекладывать в финансовые показатели, при этом обязательно креативным, так без этого невозможно реализовать пиар акции с минимальным бюджетом. Именно в этом, наверное, и основная причина «неоправданных ожиданий», как одной, так и другой стороны.
Работу пиармена можно сравнить с творчеством художника или музыканта: для того, чтобы нарисовать профессиональный портрет или исполнить музыкальное произведение, ты должен владеть инструментарием, но чтобы в результате получилась Джоконда или от звука твоего инструмента переворачивало душу, нужно «ещё что-то». Это «что-то» сложно описать словами, так как, по крайней мере, на современном этапе невозможно «технологизировать творческий процесс». Опять же не всем дано стать Леонардо или Святославом Рихтером, но возможность стать крепким профессионалом есть у каждого.
Именно этому вопросу была посвящена заключительная часть мероприятия и почти все разговоры на фуршете. А ещё тому, что PR-деятельность, вернее профессиональные техники и навыки пиара станут обязательной принадлежностью очень многих видов деятельности и перейдут в разряд функциональной грамотности.
Вообще, достаточно много вопросов осталось как за рамками этого текста, так и не вошло в само мероприятие. Поэтому такие встречи собравшиеся пожелали сделать более регулярными, и собираться не только раз в год. Организаторы обещали подумать.
Так что – следите за информацией!
|
Деловые новости[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |