-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 01.09.2008

НА ПЯТЬ ЛЕТ И ДАЛЬШЕ

Перед парламентскими каникулами, последними для нынешнего состава областного Совета народных депутатов, кузбасские законодатели сделали, по их же собственным оценкам, пожалуй, самое главное за  пять лет своей работы. Перед началом новой избирательной кампании облсовет принял среднесрочную программу социально-экономического развития области и стратегию развития региона до 2025 года. С подачи областной администрации были приняты и ряд законов, которые, по замыслу разработчиков, должны способствовать этому развитию.

 После того, как в 2006 году планы кузбасских властей по созданию в регионе технико-внедренческой и рекреационной особых экономических зон не нашли поддержки на федеральном уровне, стало ясно, что рассчитывать региону придётся преимущественно на собственные силы. Прошлый год, впрочем, обнадёжил. Проект создания кузбасского технопарка в сфере высоких технологий был включён в соответствующую государственную программу. Сегодня этот проект – один из немногих в экономике региона, реализуемый при участии федерального центра. Финансирование из федерального бюджета других направлений (прежде всего, программ жилищного и дорожного строительства) всё-таки относится к традиционным формам поддержки. Программа социально-экономического развития региона до 2012 года и стратегия до 2025 года – тому подтверждение. А раз регион, по крайней мере пока, должен опираться преимущественно на собственные ресурсы, значит, ему нужны механизмы, облегчающие приток инвестиций в область, развитие бизнеса. Часть таких законов и постановлений была принята в минувшие три месяца.

 

ОТ ПЯТИЛЕТКИ ДО ВОСЕМНАДЦАТИЛЕТКИ

К разработке комплексной программы социально-экономического развития Кузбасс, как и многие регионы страны, приступил в 2006 году. В октябре прошлого года её представили коллегии обладминистрации. Документ, как заявил тогда зам губернатора, начальник главного финансового управления Александр Микельсон, был разработан в соответствии с требованием законодательства:  программу необходимо представить в правительство РФ. Но планирование на столь долгий срок он объяснил не только процедурными моментами и прагматичными соображениями (центр замечает программу, когда субъект заявляет о потребности в федеральных средствах). Областные власти совместно с Фондом «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» в течение полутора лет пытались ответить на вопрос, что нужно сделать Кузбассу, чтобы в долгосрочной перспективе не проиграть конкурентам: соседним областям, другим угледобывающим регионам мира. По словам Александра Микельсона, документ стал не просто собранием всех планов власти и действующего в регионе бизнеса. Это своеобразный ориентир  для тех, кто хочет приехать в Кузбасс учиться, работать или открыть бизнес.

Таблица №1. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ 
СТРАТЕГИЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ 
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
Показатель 
в сопоставимых ценах  (2025/2007) 
Увеличение валового регионального продукта 
в 2,9 раза 
Рост промышленного производства 
в 2,07 раза 
Увеличение инвестиций в основной капитал 
в 2,8 раза 
Рост реальных доходов населения 
в 2,75 раза 
Рост производительности труда 
в 3 раза 
Снижение уровня безработицы 
до 2,2% 
Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума
до 4% 
Источник: администрация  Кемеровской области 

 По мнению члена попечительского совета центра «Северо-Запад» Юрия Перелыгина, все плюсы сырьевой направленности Кузбасса могут со временем стать главным тормозом его развития. Основной угольный регион страны ежегодно наращивает темпы добычи угля (к 2025 году планируется увеличение добычи на 100 млн. тонн) и экспорт топлива. Но пока доля кузбасского угля на мировом рынке остаётся незначительной. К тому же конкуренты тоже наращивают добычу, и эта гонка может продолжаться бесконечно. Если только Кузбасс не предложит потребителю нечто новое. Например, центр российской угледобычи должен стать «лучшим в мире» в области углехимии, переработки угольного газа, считает Юрий Перелыгин.

 


Комплексную программу социально-экономического развития
Кузбасса Александр Микельсон назвал «своеобразным ориентиром» 
для тех, кто хочет приехать в регион учиться, работать или открыть бизнес

Другую проблему региона – нарастающий дефицит трудовых ресурсов, по мнению разработчиков концепции, должно решить создание в Кузбассе федерального университета. Любое новое или модернизированное производство требует меньше работников, чем раньше. И, казалось бы, промышленности теперь есть из кого выбирать. Но вопрос в том, что тем же шахтам не хватает инженерно-технических работников с тем уровнем знаний, который требует современная техника и технологии. Выход – подготовка кадров по-новому. Но и здесь не всё просто.

«Население области сокращается и, по прогнозам, за 15 лет может снизиться ещё на 200 тысяч человек. Происходит это потому, что Кузбасс уступает соседним регионам по качеству городской среды. Голосует ногами, прежде всего, молодёжь»,  – отметил  Юрий Перелыгин.  По его мнению, федеральный университет в таком контексте  –  это не только вуз с большим количеством преподавателей и студентов. Это предпосылки к созданию той самой привлекательной городской среды. Наличием именно такой среды Юрий Перелыгин объяснил решение федерального центра о создании особой экономической зоны в Томске. 

Таблица №2. Основные результаты, предусмотренные программой социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года
Показатель
в сопоставимых ценах (2012/2007)
Увеличение валового регионального продукта
в 1,37 раза
Рост промышленного производства
в 1,3 раза
Увеличение инвестиций в основной капитал
в 1,37 раза
Рост реальных доходов населения
в 1,52 раза
Рост производительности труда
в 1,4 раза
Снижение уровня безработицы
до 2,6%
Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума
до 9,1%
Источник: администрация  Кемеровской области

 С другими кузбасскими рисками,  – цикличностью развития базовых отраслей экономики, неудовлетворительным состояние окружающей среды в ряде территорий и др., – как считают разработчики, необходимо «бороться» инновационными технологиями, дополнительными финансовыми вложениями, совершенствованием госуправления, поддержкой малого и среднего бизнеса. Всего более тысячи «шагов» область планирует сделать только в среднесрочной перспективе (до 2012 года), чтобы приблизиться к показателям, которые заложены в стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года (см. таблицу №1). Столько мероприятий предусмотрено в программе развития до 2012 года, которую, как и долгосрочную стратегию, депутаты приняли в июле. 

Как отметила начальник департамента экономического развития областной администрации Роза Дерябина, представляя законопроект «О системе планирования социально-экономического развития Кемеровской области» (часть комплексной программы развития региона), в основе документа – программы развития территорий и поселений (34 и 189 соответственно). Среднесрочная  перспектива для всех, следовательно, более конкретная – до 2012 года. В ней заложены уже не только ориентиры по основным социально-экономическим показателям (таблица №2), но также предусмотрены объёмы и источники финансирования всех направлений программы (объёмы финансирования приведены в таблице №3).

Основная цель программы сформулирована как «создание благоприятных условий для повышения качества и уровня жизни населения Кемеровской области путём стимулирования экономического роста, модернизации инфраструктуры, поддержки социальной сферы и повышения эффективности предоставляемых государственных услуг». Отсюда государственные инвестиции пойдут в строительство и на ремонт жилья, социальной инфраструктуры, дорог, на поддержку малого и среднего бизнеса. Частные – непосредственно на развитие производства, социальные программы на предприятиях и частично на областные проекты. Схема, в принципе, стандартная, учитывая действующие целевые программы области. Отличие же в том, что отныне в области и бюджет, и целевые программы будут принимать с учётом обозначенных задач на длительный срок. На этом строительство будущей социально-экономической модели Кузбасса, впрочем, не заканчивается. Следующий этап, по словам Розы Дерябиной, – программы развития конкретных отраслей и принятие схемы территориального планирования.

 

ПОМОЩЬ ДЕНЬГАМИ И НЕ ТОЛЬКО

Администрация области в мае одобрила, а облсовет в июне принял давно ожидаемый региональный закон «О технопарках». Как поясняет Роза Дерябина, он даёт основу не только для деятельности технопарка, который уже создаётся при участии федерального центра (подробно о законе «Авант-ПАРТНЕР» рассказывал в рейтинге №2 за этот год). В дальнейшем, по её словам, в Кузбассе могут появиться технопарки в разных отраслях, например, в лёгкой и пищевой промышленности.

Заместитель начальника департамента экономического развития Дмит-рий Исламов добавляет, что на федеральном уровне только идёт подготовка соответствующего законопроекта, который может быть внесён в Госдуму осенью. И сейчас представителей регионов,  в том числе и Кузбасса, привлекли к подготовке федерального закона.

Несмотря на общую установку центра на поддержку инноваций, в федеральном законе могут быть не прописаны конкретные льготы и преференции для участников технопарка, полагает Дмитрий Исламов. Федеральный центр же, видимо, будет исходить из того, что прямая поддержка технопарков – это госпрограмма по созданию технопарков, согласно которой из федерального бюджета должны выделяться средства на создание внешней инфраструктуры объектов технопарков.

Областной закон в свою очередь предусматривает предоставление резидентам льгот по налогам и сборам, инвестиционных налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек, льгот по аренде госимущества, различные формы нефинансовой поддержки. Сам технопарк (вернее, управляющая компания) будет помогать резидентам консультациями,  проведением экспертиз инновационных проектов. Резиденты смогут рассчитывать на офисные, лабораторные и производственные помещения по льготным условиям и пр. Это помимо того, что область за три года выделит 413 млн. рублей бюджетных средств на создание инфраструктуры кузбасского технопарка.

Такое сочетание денежных и нефинансовых способов поддержки инноваций и инвестиционной деятельности предусмотрено и другими документами, принятыми депутатами в июне. В частности, законом «Об инновационной политике Кемеровской области» и изменениями и дополнениями в закон «О государственной поддержке инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области».

Таблица №3. Ресурсное обеспечение программы социально-экономического развития
Кемеровской области до 2012 года
Показатель/годы 
Всего, млрд. рублей в сопоставимых ценах 2007 г.
2007 
2008 
2009 
2010 
2011 
2012 
Доля,% 
Всего 
574,2 
75,7 
92,9 
110 
117,6 
98,9 
79,1 
100 
в том числе 
 
федеральный бюджет 
31,6 
3,6 
8,3 
8,3 
5,9 
2,8 
2,7 
5,5 
бюджет Кемеровской области
44,6
7,9 
7,6 
7,9 
7,9 
6,7 
6,5 
7,8 
муниципальные бюджеты 
6,4 
1,1 
1,4 
1,5 
1,1 
0,8 
0,6 
1,1 
собственные средства предприятий и организаций
293,7 
34,8 
43,4 
59,1 
66,9 
52,9 
36,7 
51,2 
кредиты коммерческих банков 
60,6 
12,7 
12,4 
11,1 
11,8 
8,5 
4,2 
10,6 
другие источники финансирования
137,3 
15,6 
19,8 
22,1 
24,1 
27,2 
28,4 
23,8 
Источник: администрация  Кемеровской области 

Если первый фактически распространяет поддержку инноваций в технопарке на все инновационные проекты, которые будут появляться в области, то второй документ  призван сделать действующий закон «рабочим». Воспользовались прежней редакцией закона (он был принят в декабре 2004 года)  лишь два предприятия – кемеровские ОАО «Полимер» и ООО «Кузбасский скарабей». Они получили поддержку из областного бюджета в виде субсидирования процентной ставки по банковским кредитам. В 2006 году «Полимер» представил проект по расширению производства термоусадочной и тепличной плёнки стоимостью чуть более 30 млн. рублей, «Кузбасский скарабей» – проект модернизации картонного производства на 127 млн. рублей. Причём в отношении последнего решение о выделении субсидии в размере 3 млн. 666,5 тыс. рублей было принято только в апреле текущего года.

Такие результаты следует оценить как скромные для инвестиций в основной капитал в регионе: в прошлом году они составили 107,6 млрд. рублей. По словам Розы Дерябиной, низкая эффективность закона была связана с тем, что далеко не все предприятия готовы раскрывать перед властями полную информацию о своём финансово-экономическом состоянии (это обязательное условие). Не все могут выдержать требование о ежегодном увеличении своей налогооблагаемой базы на 30%. Для многих актуальней в последнее время становятся не налоговые льготы, а согласование земельных участков. Наконец, кто-то просто не знает о существовании закона.

Сейчас в законе чётко прописаны  критерии отбора инвестпроектов для господдержки. Помимо действующих требований о социальной значимости проекта, увеличении налоговых поступлений и создании новых рабочих мест в закон внесён пункт об уровне зарплаты на предприятии (она должна быть не ниже, чем в среднем по отрасли). Проекты, претендующие на областное участие, должны быть включены в программы социально-экономического развития территорий или области. Рассчитывать на господдержку при этом не смогут компании финансового, торгового сектора, риэлтеры, добывающая отрасль. Исключение будет сделано только для проектов по добыче метана из угольных пластов, подземной газификации и дегазации. Приоритетными будут предприятия, занятые заготовкой древесины и лесопереработкой, производством стройматериалов по новым технологиям, машиностроительные производства. Поддержка будет оказана также экологическим программам, связанным с ликвидацией экологического ущерба и с мусоропереработкой.

Основания для такого выбора властей – высокие риски для инвесторов в этих сферах. К примеру, при существующих тарифах на утилизацию мусора инвестиции в строительство мусороперерабатывающих мощностей, по словам Розы Дерябиной, могут окупаться и 100 лет. При обсуждении закона особо подчёркивалось, что областные власти готовы оказывать нефинансовую помощь бизнесу, в частности, консультировать инвесторов в процессе разработки проектов. Возможно также принятие упрощённой процедуры (или полное освобождение) прохождения госэкспертизы при предоставлении налоговых послаблений.

 

ПРИВЛЕЧЬ И УПРОСТИТЬ

Вообще, про инвестиции и неденежную помощь бизнесу в последние три месяца в областных структурах власти говорили много. При этом кроме законов появились и другие формы привлечения новых инвесторов. Например, впервые департамент экономического развития подготовил инвестиционный паспорт области, специальный презентационный сборник, дающий представление об инвестиционном законодательстве, направлении инвестиционной деятельности региона, его территорий и отдельных предприятий. Интересен он, видимо, будет в первую очередь гостям области, посетителям различных форумов, в которых участвуют кузбасские чиновники.

На укрепление имиджа Кузбасса как инвестиционно привлекательного региона должно работать и другое мероприятие – первая ярмарка инвестиционных проектов, проведение которой планируется в конце года в Кемерове. Ожидается, что до половины участников (по предварительным оценкам всего их будет не менее 30) будут крупными инвесторами, половину мест на ярмарке могут занять средние и мелкие предприятия. По данным начальника управления программ и инвестиционной политики департамента экономического развития Ирины Федченко, на ярмарку будут отбираться проекты в «инвестиционной стадии», то есть «деньги уже должны быть вложены, а производство запущено». Как, например, строительство города-спутника «Лесная Поляна».

В рамках ярмарки планируется провести конкурс «Лучший инвестиционный проект Кемеровской области» по нескольким номинациям: проекты с использованием инноваций, социально значимые и проекты с иностранными инвестициями, лучшие проектные команды и PR-кампании. Размер инвестиций, как видно из номинаций, особого значения иметь не будет.

В отличие от различных инвестиционных форумов, которые сегодня проходят во многих российских регионах, в Кузбассе решили не открывать большую площадку для докладов чиновников и представителей бизнеса. Да и сама площадка не будет «официальной»: в Кемерове планируется найти помещение подходящих размеров, а не развёртывать ярмарку в той же областной администрации. Ирина Федченко отмечает, что ярмарка, прежде всего, будет нацелена на знакомство с проектами, их обсуждение. Примечательно, что победители конкурса кроме самого звания «Лучший», скорее всего, на что-то большее рассчитывать не смогут. Конкурс в этом смысле, скорее, презентационно-поощрительный.

Но не только на позитивное отношение бизнеса и общественного мнения рассчитывают в областной администрации от другого нововведения. Не удовлетворённые работой глав городов и районов по созданию служб «одного окна» по оформлению прав на земельные участки областные чиновники взяли инициативу в свои руки. Коллегия обладминистрации в июле решила ускорить этот процесс, рекомендовав территориям в ближайшие два месяца создать эти службы. В качестве стимула территориям была обещана финансовая поддержка и консультации. Первый зам губернатора Валентин Мазикин на заседании коллегии заявил, что, несмотря на то, что у области нет стопроцентного права требовать от глав выполнения рекомендаций, упрощать процедуру на местах всё равно придётся.


Валентин Мазикин заявил, что, несмотря на то, что у области нет
стопроцентного права требовать от глав выполнения рекомендаций, упрощать
процедуру оформления земельных участков всё равно придётся

По данным председателя комитета по управлению государственным имуществом области (КУГИ) Натальи Витковской, почти в трети территорий области (в 11 из 34) служб «единого окна» вообще нет. В 19-ти только делаются попытки  упростить оформление прав на земельные участки. В ряде городов и районов «одно окно» действует частично. Например, только для тех, кто подпадает под «дачную амнистию». А где-то услугами по оформлению занимаются коммерческие структуры. Поэтому в разных городах в разы могут отличаться тарифы на оформление и сроки рассмотрения документов.  Например, в Таштаголе (здесь как раз привлечена коммерческая структура) тариф за оформление составляет 10 тыс. рублей. В Кемерове – 1 тыс. рублей. Сроки  – от двух месяцев до полутора-двух лет.

Подвинуть глав территорий областные власти решили распоряжением, в котором предусмотрено, что к концу сентября «одно земельное окно» (там, где его нет) уже должно принимать документы. У глав, между тем, возникли сомнения относительно как создания служб в короткий срок, так и сокращения сроков оформления документов. Глава Полысаева Валерий Зыков посчитал затраты на создание службы – более 9 млн. рублей. Быстро найти эти средства у города, считает он, не получится. Но Валентин Мазикин на это заметил, что здесь «может быть, главнее не затраты, а человеческий подход». Впрочем, в распоряжении коллегии предусмотрено софинансирование создания служб «единого окна». Глава Ленинск-Кузнецкого района Владимир Миллер считает, что установить конкретный срок на оформление документов затруднительно, потому что у Роснедвижимости есть свой регламент рассмотрения документов –  100 дней. Но Валентин Мазикин  заметил, что «всё возможно»: сокращение сроков можно добиваться по взаимной договоренности. А руководитель территориального управления Росимущества по Кемеровской области Александр Кытманов заявил, что дело даже не в действующих регламентах федеральных ведомств: «Надо понять, где мы есть и куда нам двигаться, разобраться. Если 1,5 года сейчас уходит на оформление, то надо просто постепенно этот срок сокращать».

Проблемы с оформлением прав на землю – один из основных вопросов, которые волнуют  предпринимателей, отметила начальник департамента потребительского рынка и предпринимательства Кемеровской области Елена Мазанько: «Необходим ориентир по срокам». Регламент работы служб «единого окна» с установлением сроков рассмотрения документов по решению коллегии должен быть разработан к 20 сентября. К этой дате на местах должны быть установлены и минимальные тарифы за оформление.

По выражению Валентина Мазикина, всё это – только начало пути. Законодательство требует уже через 1,5 года оформлять землю и строения  вместе. Но первый зам губернатора считает, что сегодня надо начинать хоть «что-то делать»: «По всей стране стонут (по поводу оформления прав – «А-П»). А в каждом районе по-своему варят суп. Надо что-то менять. Тем более, что примеры нормального функционирования «единого окна» в России есть».

КУГИ уже начал консультировать специалистов на местах. А областные власти, видимо, чтобы ещё больше заинтересовать глав территорий, на том же заседании коллегии рассмотрели распоряжение «О мерах по противодействию коррупции». Принцип «одного окна» в этом распоряжении как минимизация «человеческого» фактора был указан в списке антикоррупционных мер.

 

ОТСТОЯТЬ ЗАКОН

Пожалуй, единственным вопросом в повестке сессий облсовета, выделяющимся из общего социально-экономического фона последних месяцев, был т.н. «комендантский час» (его довольно быстро переименовали в «тихий») для детей до 16 лет. В апреле, напомним, депутаты внесли изменения в областной закон  «Об административных правонарушениях в Кемеровской области». Изменения ввели запрет на нахождение детей без присмотра родителей на улице и в общественных местах с 22.00 до 6.00. 
В мае закон начал действовать. Милиция задерживала подростков, административные комиссии в городах и районах начали «проработку» родителей. При неоднократном нарушении закона комиссии должны были накладывать на родителей, владельцев заведений и сами заведения как юридические лица, где могли находиться дети после десяти вечера, штраф.

Тем временем прокуратура Кемеровской области внесла в облсовет протест на новые положения закона. Как пояснила спикер областного парламента Фаина Константинова, претензии прокуратуры в основном касались того, что не областные власти, согласно федеральному законодательству, а только федеральные должны наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями по созданию административных комиссий. Однако, сославшись на сложившуюся судебную практику и на то, что окончательно этот вопрос не урегулирован, депутаты лишь частично удовлетворили протест прокурора.


По мнению Фаины Константиновой, претензии прокуратуры свелись к тому,
что только федеральные власти должны наделять органы местного самоуправления
госполномочиями по созданию административных комиссий 

Между тем, как следует из протеста прокурора, в поправках к закону оценивалась не только законность создания местных административных комиссий, но и само решение о введении запретного времени. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 55) и федеральным законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» (ст. 1) ограничение права граждан (в передвижении, в частности) допускается только на основании федерального закона. Закона с запретом находиться в общественных местах в ночное время на федеральном уровне не принято. Издание же областного нормативно-правового акта, «ограничивающего права и свободы граждан», по оценке прокуратуры, свидетельствует о превышении субъектом федерации своих полномочий и нарушении конституционных прав несовершеннолетних и их родителей. Прокуратура предложила изменить (отменить) действующий закон в части, противоречащей федеральному законодательству.

Спорные, по оценке прокуратуры, статьи закона, остались нетронутыми. Депутаты сослались на Конвенцию о правах ребёнка, по которой государства-участники обязаны принимать меры по защите ребёнка. Другим аргументом в пользу «тихого» часа депутаты назвали принятие подобных законов в других регионах страны. От этого закона, пообещали депутаты на сессии в конце июня, они не отойдут. А в начале июля на последнем перед каникулами заседании парламента депутаты назначили дату новых выборов в облсовет. Возможно, проблему противоречий областного закона о «тихом часе» федеральному законодательству придётся решать уже новому составу совета.


Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко