-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 16.12.2016

«Точки роста» или разговоры о «новой экономике Кузбасса»

Три года низких цен на уголь подтолкнули власти региона к активному обсуждению и поиску «новых точек роста» и «ухода от монозависимости». И хотя этот год заканчивается с очередным рекордом добычи угля, улучшением финансовых и производственных показателей, и с перспективами продолжения роста угольных компаний (подробнее см. «Ростом по кризису»), в целом проблемы экономики региона это не решает, и вопрос «на что ставить Кузбассу в своём развитии?» остаётся открытым.
 
Владимир Чернов
 Владимир Чернов:
«Сегодня нам крайне необходимо видеть альтернативу нашей угледобывающей отрасли».
Приоритеты для развития

На ноябрьском заседании Клуба инвесторов Кузбасса и.о. первого зам губернатора Владимир Чернов, отметив, что «сегодня нам крайне необходимо видеть альтернативу нашей угледобывающей отрасли», обозначил основные приоритеты развития Кемеровской области – глубокая переработка угля, машиностроение, нефтепереработка и туризм. Заметив, что ключевая задача на сегодняшний день, которая стоит перед властью – это «создать условия для привлечения инвестиций».

В прошлом 2015 году, по его данным, инвестиции в экономику региона составили 162 млрд рублей, из них 39% пришлись на  добычу полезных ископаемых, 17% – транспорт и связь, 14% – на обрабатывающие производства. При этом, заметил Владимир Николаевич: «В Кемеровской области создана необходимая среда, инфраструктура для инвестиций. В настоящее время действуют две промышленно-производственные зоны экономического благоприятствования (ЗЭБ) – «Северная промзона» (г. Ленинск-Кузнецкий), «Кузнецкая слобода» (г. Новокузнецк);  и одна ЗЭБ туристко-рекреационного типа – «Горная Шория», резиденты которых могут получать освобождение от региональных налогов». Кроме того, по словам и.о. первого зам губернатора, «Кемеровская область на сегодняшний день является единственным регионом России, где создано две территории опережающего экономического развития (ТОСЭР) – в Юрге (получила статус в июле) и в Анжеро-Судженске (в сентябре)». По мнению Владимира Чернова это должно дать дополнительный импульс для развития этих территорий и привлечения инвесторов. Ведь, кроме налоговых льгот (см. «Время опережения развития»), «эти территории достаточно интересны в части обеспечения инфраструктурой, они находятся на транссибирской магистрали, полноценно имеют возможность предоставить точки подключения к энергетическим сетям, и вся инженерная инфраструктура подведена к инвестиционным площадкам».

Надо заметить, что, действительно, на этих территориях сейчас разворачивается несколько инвестиционных проектов и есть ещё те, которые пока находятся «в процессе обсуждения». «Думаю, что уже через год мы сможет определиться с резидентами. Статус резидента ТОСЭР позволяет изменить сроки окупаемости, и проекты становятся более интересными. Сейчас практически каждый день мы встречаемся с инициаторами различных проектов и потенциальными инвесторами, которые хотели бы зайти на эти территории. Радует и то, что активизировались местные предприниматели», – отметил Владимир Николаевич.

Он также сказал, что хотя пока в программе развития моногородов участвуют Юрга и Анжеро-Судженск, но «мы делаем ставку на весь Кузбасс. Сейчас в Фонде развития моногородов рассматриваются заявки Таштагола, Новокузнецка и Калтана; Киселевск, Мундыбаш – готовят перечень инвестпроектов, с которыми будем заявляться, а Топки и Белогорск (Тисульский р-н) планируем вынести на рабочую группу в ближайшее время». Таким образом, по его мнению, Кузбасс станет «территорией для инвестиций», что в конечном итоге и позволит выйти на новые точки роста.

Но если нефтехимия, хотя бы в части развития Яйского НПЗ, и туризм, как развитие горнолыжного курорта Шерегеш, видимо продвигаются, то с «глубокой переработкой угля» и машиностроением всё не так однозначно.
 
Анатолий Яновский, заместитель министра энергетики РФ
Анатолий Яновский:
«Насильно заставить бизнес невозможно. Углехимия – это дорогостоящее на сегодня направление».
Углехимия как мечта

«Углехимия должна стать нашей основой», – сказал в своём бюджетном послании в конце ноября губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, обозначив приоритет развития отрасли для региона. Можно сказать, что завершающийся год прошёл под «разговоры про развитие углехимии», знаково начавшись с январской Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития углехимии в России: наука, технологии и производства», прошедшей в Кемерове (подробнее: Уголь поворачивают к химии).

На этой конференции, обсудив возможности для развития углехимии, участники пришли к неутешительному выводу, что инвесторов для развития крупнотоннажного производства, где постройка завода обойдётся минимум в 1 млрд долларов, на сегодняшний день нет. И как заметил заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский: «Насильно заставить бизнес невозможно. Углехимия – это дорогостоящее на сегодня направление. Есть задел, прежде всего, в коксохимическом производстве, это наиболее реальная вещь, где можно получить наиболее быстрый экономический результат. Но это не означает, что тот научный потенциал, который накоплен в стране и в Сибирском отделении РАН, в Кемерове, не может быть использован  для системной работы, связанной с исследованиями в этой сфере. Любые новые технологии получаются в результате прорывов, которые происходят в результате фундаментальных исследований».

Уже в октябре этого года Владимир Чернов, будучи в статусе зам губернатора по инвестициям и инновациям, сказал: «Я думаю, что у нас одно из сильнейших научных подразделений в Кузбассе (Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН – «А-П-Р»), которое занимается непосредственно углехимией. Их сегодня надо услышать и вычленить ту категорию реальных предложений, возможных проектов, которые можно реализовать с небольшими капвложениями. Есть вопросы, которые можно отдать на откуп небольшому бизнесу, где он может быть эффективен».

Так, корпоративный консультант по стратегическому развитию, член рабочей группы Министерства экономического развития РФ «Развитие несырьевого экспорта и международного научно-технического сотрудничества» Артём Рада, в своём выступлении на Клубе инвесторов в ноябре обратил внимание, что: «Есть огромное количество ниш с понятным рынком и более скромными инвестициями, но этим никто не занимается в России. Во многих случаях речь идёт не о строительстве завода, а о лабораторном производстве».

И хотя среди пяти факторов, определяющих перспективность развития  углехимии на национальном рынке, которые он назвал (рост объёма потребления электроэнергии; высокие цены на нефть и природный газ; развитие и удешевление собственных технологий, доступность инжиниринговых решений в данной области; реализация стратегии по снижению зависимости от нефти и газа; свободный доступ к углю как к сырью), для России актуален на сегодняшний день лишь один, последний, развитие углехимии, по оценке эксперта, необходимо и неизбежно: «Мировой рынок просто не позволит наращивать экспортные объёмы. На внутреннем рынке за последние 10 лет потребление угля тоже упало – на 16% с 2005 года. Затраты на логистику у производителей составляют более 50% в цене продаж, что снижает их конкурентоспособность. В свете этих факторов углехимия, переработка – способ дорого продать уголь на падающем рынке. Другого варианта в долгосрочной перспективе не будет».

В качестве примеров перспективных ниш Артём Рада назвал производство карбида кальция – его рынок в России оценивается в 650 млн рублей в год, на 100% он импортируется из Казахстана. Это при том, что технология восстановления гашеной извести углеродом в карбидных печах относится к началу прошлого века и никакой сложности из себя не представляет. Другой пример – продукция, произведённая из каменноугольной смолы. На сегодняшний день Россия остаётся крупнейшим экспортёром каменноугольной смолы (этот продукт образуется при коксовании угля), однако она же и крупнейший импортёр производимой из неё продукции – в частности, связующих для электродов, необходимых в алюминиевой промышленности.

Генеральный директор АО «Кузбасский технопарк» Антон Силинин добавил, что один из участников кластера «Комплексная переработка угля и техногенных отходов» сейчас как раз реализует проект по переработке смоляного озера на площадке металлургического комбината в Новокузнецке. Частично компания получила поддержку в рамках кластера, сейчас ищет средства на дальнейшее развитие.

Президент Клуба инвесторов Евгений Востриков также считает, что углехимия – одна из точек роста региональной экономики, но, по его мнению, чтобы в отрасль пришли инвестиции, должны появиться «хорошо упакованные проекты» (подробнее см. интервью: Евгений Востриков: «Для меня главная цель – вывести Кузбасс на международный финансовый рынок»). Кто возьмёт на себя затраты на эту «упаковку» пока под вопросом, так как у инициаторов проектов, как правило, денег нет, а уговорить инвестора «вложиться в идею» проблематично.
 
Сергей Никитенко, директор НО «Ассоциация машиностроителей Кузбасса»
 
МНЕНИЕ
 
Сергея Никитенко, директор НО «Ассоциация машиностроителей Кузбасса»:     
– Производственная кооперация  присутствовала всегда, о ней в своих трудах писал ещё К.Маркс «… та форма труда, при которой ведётся планомерная работа в связанных между собой процессах производства». Кооперация возможна и внутри кластера! Ведь кластер – это не просто «пространственно-географическая концентрация взаимосвязанных предприятий….», как пишут в учебниках. Прежде всего – это совокупность институтов развития, обеспечивающих согласование интересов участников кластера и развитие механизмов их конкурентного взаимодействия. При этом главные субъекты развития – это бизнес и органы власти всех уровней. Если кооперация необходима компаниям для минимизации рисков на уже существующих рынках, объединения усилий, чтобы «взять крупный заказ», то кластер нужен, чтобы объединить усилия для освоения новых видов продукции, а также формирования или выхода на новые рынки. По сути, кластерная политика призвана стимулировать инициативу на региональном и местном уровнях и является «новым институтом развития», способствующим снятию барьеров и развитию межотраслевых и межсекторальных связей. И в  этом случае, как говорил О. Бендер – «торг не уместен» по поводу того, снизу  инициатива родится или сверху, так как ключевая мысль здесь – «стимулирование инициативы». В этом направлении Ассоциация машиностроителей Кузбасса и «промышленный блок» администрации, который возглавляет заместитель губернатора Екатерина Кутылкина решают практическую и сложную задачу в рамках концепции сводного территориального заказа, который, как новый организационно-экономический инструмент развития, уже даёт реальные кластерные инициативы в области машиностроения. Кластерная политика – это значит создание условий для прорастания инициативы, направленной на формирование и развитие точек роста, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках. Это значит, что кластеров может быть несколько только в одной машиностроительной отрасли.
Где взять деньги?

Как один из вариантов решения этой проблемы – соединение интересов науки, бизнеса и власти, Сергей Никитенко, директор НО «Ассоциация машиностроителей Кузбасса», считает должны стать принципы государственно-частного партнёрства (ГЧП). А гранты, безвозмездные субсидии или займы под льготные проценты предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме являются одним из наиболее эффективных инструментов участия государства в ГЧП. И сегодня существует множество программ за счёт участия в которых, можно дать жизнь своим проектам. Это и программы Фонда развития промышленности РФ – в этом году, например, поддержку получили кемеровский ООО «Химпром» (254 млн рублей для налаживания производства гипохлорита при общей стоимости проекта 364 млн), ООО «Топкинский цемент» (64,2 млн рублей) и ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) – 9,5 млн рублей. Кстати, представитель Фонда, выступавший на апрельском расширенном заседании межведомственной рабочей группы по вопросу импортозамещения и кооперационных связей между машиностроительными предприятиями Кемеровской области, тоже отмечал, что одной из проблем большинства заявок является «плохая подготовленность проектов». «Вот где наш резерв – качественная «упаковка» проектов», – заметил Сергей Никитенко.

Он также напомнил, что есть Постановление Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» (утверждено Правительством Российской Федерации в апреле 2010 года). Документ предусматривает возможность выделения субсидий производственным предприятиям сроком от 1 до 3-х лет, объёмом финансирования до 300 млн рублей на один проект для финансирования организации высокотехнологичного производства совместно производственными предприятиями и высшими учебными заведениями.

Из нашего региона «первопроходцами» в этом направлении были Объединённая компания «Сибшахтострой» в содружестве с Сибирским государственным индустриальным университетом, которые  разработали технологию и создали пилотный образец автоматизированного энергогенерирующего комплекса, работающего на отходах углеобогащения (объём госфинансирования 150 млн рублей).

Благодаря Ассоциации машиностроителей Кузбасса в рамках этого Постановления поддержку в сумме 90 млн рублей получил Кемеровский опытный ремонтно-механический завод (совместно с  Институтом угля СО РАН и Томским политехническим университетом) на разработку геохода, при общей стоимости проекта около 200 млн рублей. Уже дважды по этому Постановлению получал финансирование Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Первый раз на реализацию проекта с ООО «Артлайф» (168 млн рублей) и второй – на создание проекта «Производство высокобелковых кормовых добавок и биоудобрений на основе комплексной технологии переработки перопухового сырья и других малоценных отходов птицеперерабатывающей промышленности» совместно с ООО «Кузбасский бройлер» (170 млн рублей).

В качестве примера в углехимии Сергей Михайлович привёл «СУЭК-Красноярск», который получал финансирование по этой программе по проекту «Cоздание высокотехнологичного производства (опытная установка) бензина путём глубокой переработки бурых углей». «Нам есть смысл запросить результаты проекта, так как задача переработки бурых углей в Кузбассе тоже стоит, тем более что СУЭК и у нас в регионе присутствует», – говорит он.

В настоящее время на рассмотрении конкурсной комиссии в Москве находится очень перспективный, по его мнению, проект Института угля ФИЦ УУХ СО РАН «Создание и постановка на производство роботизированного комплекса для подземной разработки мощных пластовых и россыпных месторождений полезных ископаемых»  общей стоимостью 320 млн рублей».

Ещё одна форма поддержки – программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – более актуальна для малых предприятий. На официальном сайте Фонда обозначено, что целью программы является «содействие инноваторам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации».

При этом государственный бюджет реализует лишь часть мероприятий, необходимых для развития бизнеса. В первый год Фонд выделяет средства на выполнение НИОКР и контролирует, получены ли результаты по их итогам. В результате, до приемлемого уровня снижаются инвестиционные риски частного инвестора. Со второго года Фонд осуществляет финансирование на паритетной основе, то есть малое инновационное предприятие должно привлечь внебюджетные источники финансирования или вложить собственные средства, если начата реализация продукции.

По этой программе, например, получает финансовую поддержку ООО «ИнТехПромИнжиниринг», созданное по 217 ФЗ Федеральным исследовательским центром угля и углехимии на разработку конструкции теплообменников нового поколения противоточного типа и отработку технологии оребрения теплофикационных труб. ООО «ТрансФеррум» совместно с ООО «Электромашина» (г. Кемерово) разрабатывают новый тип промышленного трансформатора на основе фальгированного железа. На рассмотрении в фонде сейчас находятся наши две заявки: «Разработка роботизированной приводной станции на основе мотор-барабана» для тяжёлых конвейеров и  «Разработка поддерживающе-ограждающего шагающего модуля, в составе роботизированного комплекса по отработке мощных крутонаклонных пластов угля и рудных месторождений», который позволит «оживить» Прокопьевско-Киселёвский угольный регион.

«Несмотря на все сложности в экономике, объём денежных средств, выделяемых из федерального бюджета таким фондам, в последние годы только растёт, – отмечает Сергей Никитенко. – ГЧП – это инструмент выхода из кризиса, и государство выступило с инициативой его использования. Такой шанс упускать нельзя ни власти, ни бизнесу, ни науке.

Есть ещё Федеральные целевые программы, ориентированные на взаимодействие бизнеса (как индустриального партнёра проекта), органов власти и науки. Так, мы в Институте угля ФИЦ УУХ СО РАН совместно с Кузбасским центром сварки и контроля завершаем работу над проектом «Разработка экспериментальных конструкций комбинированного инструмента с применением сверхтвердых композиционных материалов для эффективного разрушения горных пород».

«Надо заявляться на проекты, что во многом позволит снять риски для потенциальных инвесторов и для органов власти», – резюмирует Сергей Никитенко.
Ещё один вариант – субсидии Минэкономразвития в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, которые идут через Центр кластерного развития Кузбасского технопарка и дают возможность возмещения затрат, в том числе и на написание бизнес-планов.

«Сегодня у нас есть все инструменты на уровне федеральных программ, предприятия получают гранты на финансирование и разработку новых проектов», – отмечает и генеральный директор КОРМЗа Александр Сляднев.

Будет ли «машино-строительный кластер»?

Говоря о развитии региона, практически все эксперты сходились в том, что «наличие угля – это не точка роста, а скорее – точка опоры». Например, добывающие предприятия области ежегодно закупают горно-рудное и горно-шахтное оборудование. Хотя на территории области работают крупные машиностроительные заводы, большая часть продукции импортируется, поэтому, по словам Владимира Чернова, «развитие тяжёлого машиностроения мы также считаем приоритетным». Причём, говоря о двух крупнейших машиностроительных заводах, расположенных как раз в Анжеро-Судженске и Юрге, Владимир Николаевич заметил, что «предприятия в тех масштабах, в которых они функционировали в советские времена, сегодня функционировать не могут», и нужно думать, как они будут развиваться, особенно это касается Юрмаша. «Нужно делать какие-то кардинальные шаги, в любом случае это будет вариант дробления на локальные вещи, независимая загрузка тех или иных площадей», при этом он заметил, что у этих городов «большой плюс – очень много кадров, которые работали в машиностроении, квалифицированные инженеры, они пока ещё живут там. Этот момент нельзя упустить. Если мы потеряем их, будет очень сложно восстановить тот потенциал машиностроительный, который у нас есть. Мы сейчас формируем проект – региональную программу по развитию компонентного машиностроения».

Сергей Магазов, один из инициаторов программы, генеральный директор НПО «Сибирское», характеризуя основу, на чём строится эта программа, обратил внимание, что «любой механизм состоит из ключевых составляющих – редукторов, двигателей, подшипников и материалов, из которых они состоят. Именно эти компоненты у нас не производятся, а если и производятся, то на уровне технологий середины или начала 20 века. Запустим эти производства – сможем собирать практически любую технику». Усилия в этом направлении стоят того – мировой рынок редукторов, по информации Сергея Магазова, оценивается как минимум в 500 млрд долларов, рынок двигателей – в 800 млрд долларов. Россия как производитель на данных рынках сегодня практически не присутствует. «Тенденция к укрупнению бизнеса в этой отрасли привела к тому, что переориентировать крупные компании на новые технологии проблематично, а если создавать производство с нуля – появляется уникальный шанс», – оптимистично замечает Сергей Магазов.

Кстати о создании машиностроительного кластера в Кузбассе разговоры идут тоже не один год. Но, как заметил Егор Каширских, заместитель председателя комитета по вопросам предпринимательства и инноваций СНД КО: «По поводу кластеризации машиностроения я всегда был скептически настроен. Пока машиностроители между собой не станут договороспособными, если этот кластер не родится снизу, то будущего у него не будет. Хотя, потенциал с нашими двумя ТОСЭРами для этого есть».

По мнению Сергея Никитенко, производственная кооперация  присутствовала всегда, о ней в своих трудах писал ещё К. Маркс «… та форма труда, при которой ведётся планомерная работа в связанных между собой процессах производства». Если кооперация необходима компаниям для минимизации рисков на уже существующих рынках, объединения усилий, чтобы «взять крупный заказ», то кластер нужен, чтобы объединить усилия для освоения новых видов продукции, а также формирования или выхода на новые рынки (см. Мнение).

Как бы там ни было, например, участники дискуссии ноябрьского Клуба инвесторов выразили надежду, что создание машиностроительного кластера в Кузбассе поможет сделать машиностроению региона большой шаг вперёд. А Владимир Чернов сообщил, что в ближайшее время проведёт по этому вопросу совещание с участием всех заинтересованных сторон.
 
Гульнара Биккулова, заместитель генерального директора РВК
Гульнара Биккулова:
«Хотя, государство является крупнейшим заказчиком инноваций и инновационных стартапов в мире, я считаю, что драйвером инноваций всё-таки являются корпорации».
Инновационное развитие

«Инновационное развитие региона» – фраза, которая целый год звучала с высоких трибун и обсуждалась на многочисленных форумах и дискуссиях. Но когда «А-П-Р» попытался выяснить у многочисленных участников этих мероприятий и просто у представителей структур, так или иначе связанных с этим развитием, какой смысл они вкладывают в неё, получилась довольно пёстрая картина.

Наверное, чтобы как-то упорядочить и организовать эти разрозненные усилия по «развитию инноваций» в конце сентября и была введена должность зам губернатора по инвестициям и инновациям, но уже практически через два месяца, назначенный на эту должность Владимир Чернов стал и.о. первым заместителем губернатора (подробнее см. «Невиданные перемены») и позиция осталась вакантной. А вопрос: «Кто может и должен нести ответственность за инновационное развитие региона?» без ответа. Как сказал Антон Силинин: «Наверное, кто-то должен нести ответственность за развитие региональной инновационной системы. Кто? На мой взгляд, в нынешней системе органов власти окончательного ответа, кто  это – нет». (Подробнее см. интервью: Антон Силинин: «Технопарк является одним из ключевых субъектов инновационного развития, но... «одним из»).

Получить ответ на этот вопрос пытались в начале октября в Новокузнецке на «Декаде инноваций и бизнеса» (подробнее: Новокузнецк думает о будущем). Гульнара Биккулова, заместитель генерального директора РВК, отвечая на вопрос: «Кто является драйвером инноваций?», сказала «Хотя, государство является крупнейшим заказчиком инноваций и инновационных стартапов в мире, я считаю, что драйвером инноваций всё-таки являются корпорации». Но взаимодействие с корпорациями идёт тяжело, причём во всех регионах. Как сказал генеральный директор самарского Регионального центра инноваций Александр Клюкач: «С корпорациями сложно. Они неохотно идут на диалог».

Но с другой стороны, корпорациям нужны кадры на территории присутствия, поэтому возможна реализация совместных образовательных проектов. Например, в рамках «Декады инноваций и бизнеса» компания РУСАЛа организовала Дни науки для школьников и студентов. «Мы всё-таки техническая компания. И в первую очередь – инновационная. Мы работаем на достаточно сложном рынке, на рынке алюминия. У нас достаточно много конкурентов. Сейчас мы полностью идём в ногу со временем. Чтобы мы могли это делать и дальше, нужны свежие кадры, умные, креативные ребята, готовые предлагать какие-то необычные идеи. Мы видим, что в Новокузнецке много перспективных ребят. Но, к сожалению, многие из них уезжают в другие города. Если мы начинаем взращивать такую смену у себя в городе, если мы создаем условия для развития, то гораздо больше шансов, что они останутся здесь», – прокомментировал участие компании в «Декаде» руководитель пресс-службы «Русал новокузнецкий алюминиевый завод» Антон Василенко.

Поэтому пока на данном этапе нет даже попытки договориться между участниками «инновационного процесса», чтобы, согласовав цели и объединив усилия, создать инновационную структуру региона, способную на экономический прорыв, как это смогли сделать, например, Татарстан или Томск. И, как заметил Антон Силинин, такая структура «это результат определённого соглашения тех, кто заинтересован в развитии нашей инновационной инфраструктуры. Я считаю, что это видение должно возникнуть в результате, как минимум диалога. Это могут быть органы власти, вузы, академические институты, компании, которые в этом заинтересованы. Это может быть широкий диалог, но это должна быть отдельная работа».
 
 

 


Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко