-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 21.08.2018

Вторая кузбасская стратегия

Нынешний год стал временем смены власти в Кузбассе, а ещё моментом подготовки и принятия новой стратегии социально-экономического развития. Она будет второй в современной истории региона и призвана определить основные направления его движения в среднесрочной перспективе – до 2035 года. О подготовке проекта новой стратегии социально-экономического развития региона стало известно почти два года назад, когда был принят региональный закон «О стратегическом планировании». Однако в нынешней ситуации властного перехода подготовка стратегии была использована в предвыборных пропагандистских целях.
 
Для «совершенно иных экономических условий»

Проект нового кузбасского закона «О стратегическом планировании» был внесён на рассмотрение совета народных депутатов Кемеровской области в декабре 2016 года. Представлявший этот законопроект, заместитель губернатора Кузбасса по экономическому развитию Денис Шамгунов пояснил, что региональный закон разработан на основании федерального закона от 28 июня 2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Новым законом были разграничены полномочия органов государственной власти региона в сфере стратегического планирования, определены порядок разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Кемеровской области, порядок мониторинга реализации документов стратегического планирования и др.

Как сообщил тогда Денис Шамгунов, в соответствие с новым законом департамент экономического развития обладминистрации должен разработать в 2017 году стратегию социально-экономического развития региона до 2035 года, которая будет согласована с федеральными органами государственной власти, и до 1 января 2019 года – утверждена отдельным кузбасским законом. Отвечая на вопросы депутатов, почему нужна новая разработка, когда есть «Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года», Денис Шамгунов пояснил, что предыдущий документ принимался «в совершенно иных экономических условиях, и целесообразнее разработать новую».

Когда в сентябре 2017 года обладминистрация заключила контракт на разработку проекта Стратегии-2035 с Кемеровским госуниверситетом (КемГУ, он победил в конкурсе на «Выполнение научно-исследовательской работы по разработке документов стратегического планирования Кемеровской области»), Денис Шамгунов заявил, что новая разработка – «это не актуализация» предыдущей стратегии, и «это будет абсолютно новый документ, очень масштабный, глобальный..., так как изменилась и сама экономическая ситуация, изменились требования и подходы к работе..., по сути, сценарий развития региона на долгосрочную перспективу».

Ректор КемГУ Александр Просеков сообщил тогда, что к разработке проекта Стратегии-2035 запланировано привлечение в качестве внешних экспертов специалистов из Московской школы управления Сколково, Высшей школы экономики, Института экономики РАН. Первый этап работы – подготовку аналитического блока стратегии – планировалось представить в середине ноября 2017 года. При этом подготовленный комплексный анализ предполагал такие направления, как население и трудовые ресурсы, экономика (промышленность, строительство, сельское хозяйство, малый бизнес и т.д.), социальная сфера (образование, здравоохранение, культура, социальная защита и т.д.), инфраструктура, геополитическое положение, инвестиционная привлекательность. Основную часть разработки Стратегии-2035 год назад предполагалось подготовить к середине весны 2018 года, оставшуюся часть, включая согласование на федеральном уровне и внесение корректировок – не позднее ноября нынешнего года. Нынешнее состояние дел в разработке Стратегии-2035 позволяет считать, что она идёт более или менее так, как и намечалось первоначально в декабре 2016 года. Конечно, в этот процесс немного вмешались политические обстоятельства – после неожиданной отставки губернатора Амана Тулеева подготовка стратегии вошла в повестку предвыборной кампании врио главы Кузбасса Сергея Цивилева. Но на сроки её подготовки это не повлияло.
 
Назад в 2008-й

Первая стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на срок в 17 лет (2008-2025гг.) была разработана в 2006-2007гг. Её подготовку власти региона совместно с приглашённым разработчиком, «Центром стратегических разработок «Северо-Запад» из Санкт-Петербурга, вели в течение полутора лет. При этом пытались ответить на специально поставленный вопрос – что нужно сделать Кузбассу, чтобы в долгосрочной перспективе не проиграть конкурентам: соседним областям, другим угледобывающим регионам мира.

Сегодня, оглядываясь на события 11-летней давности, легко заметить, что многие положения и предупреждения первой стратегии сохранили свою актуальность. Представляя тогда проект той стратегии, член попечительского совета центра «Северо-Запад» Юрий Перелыгин предупреждал – все плюсы сырьевой направленности Кузбасса могут со временем стать тормозом его развития. Если только Кузбасс не предложит потребителю нечто новое, например, разработки в сфере переработки угля, в области углехимии. Другую проблему Кузбасса он спрогнозировал довольно точно: «Население области сокращается и, по прогнозам, за 15 лет может снизиться ещё на 200 тысяч человек, потому, что Кузбасс уступает соседним регионам по качеству городской среды. Голосует ногами, прежде всего, молодёжь». Действительно, с 2007 по 2018гг. население Кемеровской области снизилось с 2 млн 826 тысяч человек до 2 млн 695 тысяч.

Нарастающий уже тогда дефицит трудовых ресурсов, по мнению разработчиков концепции, должно было бы решить создание в Кузбассе федерального университета. С учётом того, что уже тогда модернизированным шахтам и разрезам остро не хватало работников с уровнем знаний, который требует современная техника и технологии. Решением этой проблемы должна была бы стать подготовка кадров по-новому. Однако, как известно, вместо федерального университета в Кемерове прошло объединение технологического института пищевой промышленности и государственного университета в «опорный вуз Кузбасса». Что вряд ли стало адекватной заменой. С другими кузбасскими рисками (см. схему 1), с цикличностью развития базовых отраслей экономики, неудовлетворительным состояние окружающей среды в ряде территорий и др. разработчики, первой стратегии сочли необходимым «бороться» внедрением инновационных технологий в экономике, совершенствованием госуправления, поддержкой малого и среднего бизнеса.

Как несложно увидеть, многие риски развития Кузбасса, о которых предупреждали разработчики первой стратегии, воплотились на деле. С весьма неблагоприятными для регионального развития последствиями. Уже в первый год действия первой стратегии мировой экономический кризис вызвал ухудшение рыночной конъюнктуры, за которым последовало сильнейшее падение промышленного производства в регионе (сильнее, чем в среднем по России). В 2012-2016гг. отдельно по Кузбассу, но также серьёзно, ударило падение цен на мировом угольном рынке. Технологическое отставание выразилось в сокращении доли более или менее продвинутых отраслей перерабатывающей промышленности, в первую очередь, машиностроения. За последние 11 лет в нём закрылось множество производств такой продукции, как горно-шахтное, горно-транспортное и электрооборудование. По современным стандартам, они уже были технологически отсталыми, но взамен их ничего не было построенного современного.

Ухудшение экологической ситуации из-за ускоренного развития углепрома вызвало массовое недовольство населения, особенно в южных районах Кузбасса. И оно может продолжиться, ведь начатые угольные проекты никто не отменял. И все они требуют дополнительных земельных участков, все они только увеличат негативное воздействие на окружающую среду Кузбасса – атмосферу, водные и почвенные ресурсы (подробнее см. ниже).
 
Вперёд – в 2035-й

Активно о подготовке проекта новой стратегии социально-экономического развития власти Кузбасса начали говорить весной нынешнего года, определив в качестве главного ориентира – развитие углепрома (подробнее). В середине апреля на заседании клуба моногородов Кузбасса врио губернатора Сергей Цивилев заявил, что «цены на уголь позволяют достаточно быстро двигаться». И этот момент нужно использовать, «чтобы разработать стратегию социально-экономического развития Кузбасса до 2035 года, обратить внимание на развитие других аспектов экономики, а основной рывок совершить в 2018-2019 годах». Одной из основных задач развития он назвал также создание привлекательного инвестиционного климата в Кузбассе: «очень много предпринимателей покинули регион, надо их вернуть, привлечь из других областей и зарубежья».

С конца мая в рамках подготовки проекта стали проводиться специализированные сессии по формированию отраслевых подразделов стратегии. В начале июля проект Стратегии-2035 появился на её официальном сайте, а также на сайте Министерства экономического развития. Затем её основные направления на 2018-2019гг. представил Сергей Цивилев, пригласив всех кузбассовцев участвовать в обсуждении предложенного проекта стратегии (подробнее).

По словам врио губернатора, в промышленном развитии Кузбасса в ближайшие годы ставка будет сделана на углепром, металлургию и химию, на отрасли, которые традиционно развиты в регионе. Однако промышленный рост должен идти «с заботой человека». Тем не менее, так раздражающий многих жителей региона рост добычи угля продолжится – в ближайшие годы он запланирован на уровне 15-20 млн тонн в год. И уже в 2020 году она составит 311 млн тонн. Как пояснил Сергей Цивилев, такие темпы предусмотрены планами угольных компаний и предприятий, но при этом действующих, не новых, которым ещё не выданы лицензии.  По поводу предоставления новых лицензий он заявил, что регион уже направил законодательное предложение в федеральный центр перевести такую выдачу на принцип «двух ключей», то есть, предоставления региону полномочий по лицензированию, равных федеральным полномочиям. И подчеркнул, что выдача лицензий на добычу угля должна быть обусловлена соблюдением экологических требований, наличием обязательной санитарно-защитной зоны в 1 тыс. метров, сохранением комфортных условий проживания.

По оценке Сергея Цивилева, пока на угольном рынке ожидается период высоких цен, но «они обязательно снизятся». Угольщикам следует подготовиться к этому вложениями в новые технологии и обновлением производства и увеличением добычи. Тогда «кризисы будут не страшны». Он также отметил, что в развитие углепрома ставка будет на экологичность, рост углеобогащения и постепенный уход от открытой добычи в пользу подземного способа. По его словам, кузбасским угольщикам следует не конкурировать друг с другом, а бороться за место на мировом рынке угля.

В представленных врио «основных направлениях» не было планов развития других базовых отраслей, но указано, что в обрабатывающей промышленности в ближайшие два года производство вырастет в 1,5 раза, занятость – до 102 тыс. человек, объём инвестиций составит 102 млрд рублей при их общем размере по всей экономике региона 242 млрд рублей. Заявления весьма «амбициозные», учитывая тот факт, что в презентации Стратегии-2035 указывается на стабильное снижение занятости практически во всех отраслях, даже в растущих, таких как угледобыча, связь, химия и пищепереработка (см. Схему 2 «Изменение структуры занятости населения Кузбасса в 2007-2016гг. по видам экономической деятельности»).
 
Схема 2. Нажмите для просмотра в полном размере

Отдельно Сергей Цивилев заявил о крупных инфраструктурных проектах. В частности, до 2024 года предполагается построить транзитный обход Кемерова оценочной стоимостью 68 млрд рублей, до конца 2019 года – завершить строительство скоростной автомагистрали Кемерово – Ленинск-Кузнецкий, реконструировать аэропорты Кемерова (5,6 млрд рублей вложений) и Новокузнецка (3,42 млрд рублей). Для создания комфортной среды проживания, согласно представленным направлениям, планируется ежегодно вкладывать 700 млн рублей в обустройство мест массового отдыха в 210 муниципальных образованиях Кузбасса, провести ремонт 491 дворовой территории в целом по региону. В то же время в сфере жилищного строительства в основных направлениях указано о «строительстве более 760 тыс. кв. метров жилья», тогда как в последние 10 лет строилось от 1 млн и более (по этой отрасли см. ниже). Отдельным крупным проектом, весьма неожиданным в кузбасском контексте, прозвучало предложение Сергея Цивилева о создании «Сибирского кластера искусств» с инвестициями в 21 млрд рублей (позднее появились данные о финансирование проекта в сумме 11 млрд рублей). В составе кластера предусмотрены строительство новых театральных (сибирской сцены Мариинского театра), музейных и образовательных объектов.
 
Искусство констатации

В ходе подготовки проекта Стратегии-2035 было проведено множество мероприятий, различных заседаний, стратегических и форсайт-сессий, общим местом которых стала констатация имеющегося положения дел в регионе. Фактически того положения, что сложилось во второй части лет правления губернатора Амана Тулеева (собственно в проекте анализируются последние 10 лет), выступая своего рода критикой политики отставника. Общим местом в этой констатации стало, конечно, признание сложности этого положения – экономического, социального, демографического. Разве что в углепроме и в сфере государственных финансов можно говорить о некотором благополучии, да и то с поправкой на его сиюминутность. Ещё два-три года назад угольная отрасль региона работала с убытками, областной бюджет формировался и исполнялся с большим дефицитом, государственный долг региона вышел на свой исторический максимум (см. рубрику ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Под знаком «Зимней вишни»).

В самом проекте стратегии социально-экономического развития до 2035 года при анализе ситуации, сложившейся в последние десять лет (2007-2017гг.), указано на то, что регион оказался в весьма сложном положении по таким показателям как уровень и качество жизни населения и экологическая ситуация. В частности, отмечено, что с 2009 года нарастает разрыв по уровню среднедушевого денежного дохода в Кузбассе и в среднем по России. В итоге, в 2017 году кузбасский уровень оказался на 31% ниже, чем среднероссийский. Причём реальные денежные доходы населения Кемеровской области за анализируемые десять лет росли только в 2007-2008гг. и в 2010 году (в этом случае после резкого снижения на 16% в 2009 году), а в остальные года – падали. По качеству жизни, измеряемому через индекс человеческого развития, Кузбасс также оказался заметно ниже среднероссийского показателя, и ниже почти всех соседей (о положении Кузбасса в сравнении с соседними региона см. ниже).
 

Косвенным указанием на то, что эта проблема насущна и требует решения, являются демографические тенденции последних 10 лет. Те самые негативные тенденции, о которых предупреждали разработчики первой кузбасской стратегии как раз в 2007 году. Тогда-то как раз в 2007-2009гг. сальдо выездной и въездной миграции было ещё положительным. А с 2010 года оно стало отрицательным. В итоге, как отмечено в проекте, «с 2011 года в Кемеровской области отмечен миграционный отток населения – суммарно за последние семь лет из области уехало 520,6 тыс. человек (приехало на 27,3 тыс. человек меньше)». При таких темпах миграционного обмена за 10 лет обновится треть всего населения региона (с некоторым уменьшением). Помимо этого увеличивается коэффициент демографической нагрузки: в 2008 году на 1000 человек трудоспособного населения приходилось 583 человек нетрудоспособного, в 2017 году – уже 805 (на 38% больше). Недалек тот день, когда эти две группы сравняются (см. Таблицу 1 «Основные показатели динамики численности населения Кемеровской области в 2007-2017гг.»). Помимо этой негативной тенденции для демографии характерны медленное снижение коэффициента смертности и отсутствие роста рождаемости. При этом теряют население практически все муниципалитеты региона, кроме Кемерова и еще трёх (см. Схему 3 «Структура снижения численности населения в разрезе муниципальных образований»).
 
Схема 3. Нажмите для просмотра в полном размере, откроется в новом окне

Негативно характеризуется в проекте Стратегии-2035 и экологическая обстановка в Кузбассе. «Наиболее сложная» она – в 8 крупнейших городах и 4 ключевых районах региона, в частности, в Новокузнецке, который «входит в топ-15 городов России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха». Отмечено при этом, что только 61% населения получает «доброкачественную питьевую воду», что Кузбасс входит в число российских регионов, «где доля проб из почв селитебной зоны, не соответствующих гигиеническим нормативам, постоянно и значительно превышает среднероссийские по микробиологическим и паразитологическим показателям». Указаны и другие экологические проблемы, впрочем, давно и в подробностях известные общественности (огромная площадь нарушенных горными работами земель, большое число отвалов разнообразных промышленных отходов, а также свалок бытового мусора, включая несанкционированные). Всё это, не считая сравнения с соседними регионами. В качестве причины такого положения в экологической сфере указана высокая концентрация промышленных предприятий на небольшой площади региона – 1 производство на 17 кв. км.

Примечательно, что в первой кузбасской стратегии констатация существующего положения региона носила в основном позитивный характер. Не только потому, что тогдашнему губернатору не было нужды критиковать своего предшественника и итоги его правления. Аман Тулеев уже находился у власти 8 лет, в таком подходе не было смысла. Так или иначе, в оценках тогдашнего социально-экономического положения Кемеровской области преобладали положительные оценки. И, кстати, вполне обоснованно. Например, указывалось на то, что «после 1998 года Кемеровская область по динамике основных экономических показателей входит в число наиболее интенсивно развивающихся российских регионов в Сибирском федеральном округе, стабильно входит в первую двадцатку по ВРП на душу населения, в 2005 году заняла 1-е место в Сибирском федеральном округе и 7-е место среди всех субъектов РФ по объёму инвестиций (их общий объём в основной капитал составил 84 млрд рублей)».

Отмечалось также, что Кузбасс – это один «из наиболее развитых в инфраструктурном отношении в Сибири», располагает «одной из наиболее развитых транспортных систем в восточной части Российской Федерации». Среди других позитивных констатаций можно отметить высоко оцененный в тогдашней стратегии ресурсный потенциал Кузбасса, относительно высоко оцененные демографический потенциал и социальная инфраструктура, высокие темпы роста экспорта из региона и др.
 
На фоне соседей

Оценка положения дел в Кузбассе на фоне остальной России, включая ближайших соседей по Сибири, показывает, что по основным показателям развития регион уже не является лидером. Как это было, к примеру, на момент подготовки первой стратегии развития. Более того, констатация этих сравнений свидетельствует, что именно в последние 10 лет Кемеровская область существенно отстала по многим показателям, особенно по интегральным. Например, по качеству жизни, измеренному РИА «Рейтинг» в 2016 году, Кемеровская область заняла скромное 56-е место среди 84 регионов страны, уступив не только ведущим регионам России, но и Сибири (см. Таблицу 2). Низкую позицию в этом рейтинге обеспечивает Кузбассу «существенное отставание» от среднего уровня и уровня регионов лидеров (30-31-е места) по ожидаемой продолжительности жизни и валовому региональному продукту на душу (см. Схему 4).
 
Схема 4. Нажмите для просмотра в полном размере, откроется в новом окне

Сюда же необходимо добавить и плохую экологическую обстановку в Кузбассе уже в сравнении с соседними регионами. По выбросам загрязняющих веществ в атмосферу и водную среду Кемеровская область опережает практически всех своих соседей и другие сибирские регионы. Причём некоторые в разы и в десятки раз.
 И на этом фоне не находится в лидерах по экологическим инвестициям. На первом месте в Сибири по выбросам стоит, правда, Красноярский край, но его лидерство определяется огромным объёмом выбросов Норильского промышленного узла, влияние которых на остальной край весьма ограничено (см. Схему 5). Не то, что в Кузбассе, где в «лидерах» самых загрязненных городов России долгое время пребывает Новокузнецк.
 

Очевидно, что с такой плохой экологической обстановкой сложно рассчитывать на хорошее качество жизни и соответствующую «отзывчивость» населения на неё. А ведь «наиболее сложная экологическая ситуация отмечена» ещё и в других городах Кузбасса  – в Междуреченске, Белове, Полысаеве, в Мысках, в Ленинске-Кузнецком, Калтане и Кемерове. А ещё в Новокузнецком, Ленинск-Кузнецком, Прокопьевском и Беловском раи?онах. То есть, в 12 городах и районах Кузбасса с населением более 1,5 млн человек, более половины всего населения региона. Относительно благоприятным для проживания оказываются лишь северные и северо-восточные районы Кузбасса. Но для них, за исключением Яшкинского и Яйского районов, характерна низкая инвестиционная активность, отсутствие крупных работодателей, как старых, так и новых. В результате чистые территории, как ни странно, теряют население даже больше, чем грязные (см. Схему 3 выше).
 

В констатирующей части проекта Стратегии-2035 отмечен также «проигрыш» крупнейших городов Кузбасса по развитию сферы торговли и услуг и сибирским городам-миллионникам, таким как Новосибирск, Омск и Красноярск, и сопоставимым по населению Томску и Барнаулу (см. Таблицу 3 «Индекс качества жизни КБ Стрелка основных городов Кузбасса и Сибири»). Кемерово, правда, отмечен в проекте Стратегии-2035 как «один из немногих городов с удовлетворительным качеством городской среды, что может стать «точкой роста» в пространственном развитии». Новокузнецк в свою очередь отмечен как лидер по обеспеченности качественными торговыми площадями, что парадоксальным образом сочетается с тем, что он занимает замыкающие позиции по другим параметрам развития торговли. В кузбасских центрах в сравнении с другими сибирскими значительно ниже емкость труда, хуже обеспеченность деловой недвижимостью.

Не намного лучше позиции кузбасских городов на фоне соседей и в рейтинге городов России по качеству жизни (составлен Финансовым университетом в 2017 году, см. Таблицу 4 «Сравнение городов Сибири по качеству жизни»). Кемерово находится на одном уровне с Красноярском и Новосибирском за счёт состояния дорожного хозяйства, благоустройства и строительства, состояния жилого фонда и ЖКХ, а также работы городских властей. Но уступает по уровню развития культуры, образования и медицинского обслуживания. Новокузнецк по медобслуживанию, напротив, в лидерах среди сибирских городов, но сильно «проседает» за счет миграционных настроений, культуры и образования.
 

Резонно предположить, что основная часть проблем Кузбасса и его ведущих городов, демонстрируемая в том числе и в виде отставания от соседей, прямо вытекает из сложившейся региональной политики. Из той её части, которая декларировалась как «социально ориентированный» курс, но на деле вела к инвестиционному застою. Особенно в таких важных для обеспечения надлежащего качества жизни кузбассовцев как теплоснабжение и инженерная инфраструктура в сфере коммунального хозяйства. Выше уже было упомянуто, что износ в сфере тепловых сетей и канализационных коллекторов в основных городах Кузбасса составляет критические значения в 60-80%. Что прямо вытекает из недостатка регулярно выделяемых инвестиций. Их в свою очередь не хватает по причине бюджетного недофинансирования, весьма характерного для сферы теплоснабжения Кузбасса: около половины тарифа на тепло оплачивает бюджет, выплаты из которого в виде компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций идут нерегулярно. Поэтому у собственников котельных и тепловых электростанций нет экономической заинтересованности и возможности для привлечения новых инвестиций в обновление фондов. Подобные инвестиционная непривлекательность характерна и для некоторых других отраслей, например, для сферы газификации, которая не развивается в Кузбассе уже многие годы.
 
Обсуждение Стратегии-2035: АПК
Обсуждение Стратегии-2035: АПК
Неглубокие перемены

К подготовке новой стратегии развития Кемеровской области было проведено множество разнообразных заседаний, сессий и дискуссий, на которых обсуждались предлагаемые в стратегию конкретные инвестиционные проекты. Примечательно, что среди них так и не были заявлены угольные, зато были проекты по экологической безопасности и контролю состояния окружающей среды, по производству продуктов питания и переработке отходов. Правда, нужно признать – ничего принципиально нового, обещающего региону глобальные перемены, не было объявлено, а основная часть крупных производственных проектов была известна. Эти предложения, за редким исключением, уже были подготовлены ведущими компаниями и предприятиями Кузбасса.

По направлению проекта стратегии «Новое качество сельской жизни» экспертный совет по разработке стратегии социально-экономического развития региона рассмотрел и поддержал четыре проекта (фактически пять, но два были представлены вместе, подробнее). Как пояснил в начале сессии и.о. заместителя губернатора по АПК Алексей Харитонов, главная стратегическая задача для сферы АПК заключается в обеспечении продовольственной безопасности Кузбасса и импортозамещение. По мнению Алексея Харитонова, для решения этой задачи и реализации крупных проектов нужно воспользоваться моментом контр-санкций, защитивших внутренний рынок от импорта.

Представленные на сессии проекты более или менее соответствовали этому подходу. Однако, были уже не новыми и находились на стадии реализации. Это – проекты строительства завода по выращиванию радужной форели в Юрге, животноводческого комплекса на 600 коров с доильным залом в Ленинске-Кузнецком районе, мельницы и макаронного производства в Яшкинском районе, производства лекарственных растений и продуктов из них, а также семеноводческое производство (два последних были представлены в связке).

Кирилл Васильев, представивший форелевый завод ООО «Сибирская инвестиционная группа» пояснил, что предприятие уже запустило первую очередь, активно строит вторую очередь, запуск которой запланирован на начало 2019 года. После этого завод будет производить до 2,5 тыс. тонн рыбы различного веса, производить собственные корма, всего в проект будет вложено 1,65 млрд рублей. Сейчас, напомнил он, все рыбоводческие хозяйства Кузбасса располагают мощностями на 800 тонн рыбы в год.

Гендиректор ООО «Племенной завод Ленинск-Кузнецкий» Виктор Харитонов сообщил, что в июле 2017 года племзавод уже запустил первую очередь нового животноводческого комплекса на 288 голов, и уже в августе нынешнего года планирует запустить вторую очередь. Новый комплекс на 600 голов в целом будет производить 4,5 тыс. тонн молока в год. Площадь комплекса – 5,7 тыс. кв. метров, стоимость – 166,5 млн рублей.

Самый крупный проект из проектов сферы АПК был заявлен в Яшкинском районе ООО «КДВ Яшкинская мельница», директор которого Пётр Слепков представил комплекс из двух предприятия – мельницы с элеватором, которая уже работает, и макаронного, которое строится и будет запущено в конце 2018 года. После завершения проекта комплекс будет реализовыать до 130 тыс. тонн муки и 69 тыс. тонн макарон в год. Его общая стоимость – 3,78 млрд рублей. В настоящее время мельница использует не более половины своих мощностей, но загрузка будет возрастать. В связи с чем, сообщил директор предприятия, оно заинтересовано в крупных поставках зерна и от хозяйств Кузбасса. Ректор Кемеровского сельхозинститута Ирина Ганиева представила два проекта, которые сельхозинститут реализует в партнёрстве с ОАО «Кемеровская фармацевтическая фабрика» (производство лекарственных растений, экстрактов и фитобиотических добавок для животных) и в партнерстве с сельхозпроизводителями региона (производство семян высших категорий овощей и зерновых культур).

Получилось, что в стратегию были заявлены (по сути, просто подогнаны к случаю) проекты уже реализованные в значительной части или даже на финальной стадии выполнения. Очевидно, что глобальных изменений в жизни Кузбасса даже самые крупные из них не в состоянии предложить.

Через неделю после сессии по АПК свои проекты предложили промышленники региона. Самым крупным из них оказались новые производства на крупнейшем химическом предприятии Кузбасса, уже «немолодом», но сохраняющим перспективы развития. И на этот раз действительно новый, ранее не заявленный.
 
Заместитель генерального директора кемеровского АО «Азот» по реинжинирингу и управлению проектами Павел Гурин представил этот проект как «Завод современных пластиков». По данным представителя «Азота», реализация проекта уже началась, в частности, налажено опытное производство кальцинированной соды, и потребителям на испытание поставлена пробная партия этого продукта в 20 тонн. В рамках предлагаемого проекта стоимостью почти 10 млрд рублей планируется увеличить до 150 тыс. тонн со 116 тыс. тонн мощность производства капролактама, до 400 тыс. тонн с 334 тыс. сульфата аммония, наладить выпуск по 5 тыс. тонн в год кальцинированной соды и адипиновой кислоты, 100 тыс. тонн компонентов эмульсионных взрывчатых веществ, а также производство инженерных пластиков в объёме до 50 тыс. тонн в год. Отвечая на вопрос о привлечении инвестиций, Павел Гурин пояснил, что «Азот» планирует подать заявку на получение субсидий министерства промышленности и торговли России. Начальник департамента промышленности Кемеровской области Леонид Старосвет подтвердил, что пакет соответствующих документов готовится в департаменте.

Проект строительства завода по сжижению природного газа представил исполнительный   директор ООО «Сибирь-Энерго» Денис Сницкий. Он сообщил, что первая очередь завода в Новокузнецком районе уже работает с мощностью 1,5 тонны сжиженного природного газа (СПГ) в час, при этом возможно строительство второй очереди с увеличением мощности до 7 тонн в час. По его данным, использование СПГ в качестве моторного топлива позволяет в 2-2,5 раза снизить расходы на него, не считая экологических преимуществ. Как пояснил Денис Сницкий, ООО «Сибирь-Энерго» не только производит СПГ, но также предоставляет услуги по переоснащению автомобилей под него, в частности, карьерных БелАЗов грузоподъемностью 130 тонн (стоимость переоснащения – 8,2 млн рублей). Срок окупаемости такого переоборудования составляет 2,5 года.

Также с прошлого года является подготовленным проект индустриального экопарка   «Западный» в Кемерове для переработки вторичного сырья, в частности твёрдых коммунальных отходов. Директор управляющей компании «Эко-Импульс» Сергей Гутов назвал отходы «ликвидным ресурсом», переработку которого нужно увеличивать. Запуск парка с приглашением в него резидентов для организации переработки пластиков и других отходов позволит увеличить объём переработки отходов в Кемеровской области более чем на 150 тыс. тонн в год.

И единственным в этом ряду промышленных проектов вне стадии практической реализации и сделанных вложений оказался проект кемеровской группы компаний «Горный-ЦОТ» – «ВостЭКО». Её представитель Анатолий Трубицын сообщил о разработанном комплексе методов по борьбе с пылью на угольных разрезах, который можно внедрять и на других пылящих объектах – дробилках, угольных складах, золошлакоотвалах и др. Однако для запуска серийного производства приборов и оборудования для борьбы с пылью необходимо 65 млн рублей, о привлечении которых и источнике докладчик не сообщил.
 
Обсуждение Стратегии-2035: экспертный совет «Укрепление безопасности кузбассовцев»
Обсуждение Стратегии-2035: экспертный совет «Укрепление безопасности кузбассовцев»
Комфортный уголь

На этой же сессии по выработке Стратегии-2035 в сфере промышленности начальник областного департамента угольной промышленности Олег Токарев сообщил, что в департаменте готовят программу «комфортного проживания и недропользования», относящуюся, несмотря на название, к развитию углепрома. Предложенная программа «комфортного проживания» предполагает, что угольная отрасль в Кузбассе не только не должна создавать проблемы для жителей и наносить ущерб окружающей среде, но и выполнять экологические мероприятия с опережением.

Затем о новом курсе в отношении развития угольных предприятий на выставке «Уголь и Майнинг» в Новокузнецке заявил врио губернатора Сергей Цивилев: «Мы будем и дальше развивать угольную отрасль с учётом интересов жителей региона, будем делать так, чтобы Кузбасс был регионом процветания и достойного уровня жизни». По его словам, нужно быстро достичь баланса между площадью нарушенных земель и площадью рекультивированных, а уже в среднесрочной перспективе – провести рекультивацию земель, оставшихся от закрытых шахт и разрезов. Ставка в строительстве новых угледобывающих предприятий должна быть сделана на закрытую добычу, поскольку в последнее время современные шахты с минимальным присутствием персонала и дегазацией угольных пластов стали безопаснее. А кроме того, они показывают производительность труда не ниже, а порой даже выше, чем на разрезах. По мнению врио губернатора, «Кузбасс должен стать мировой площадкой по отработке новых технологий добычи угля, обогащения, углехимии, экологической безопасности».

Чего ещё он ждет от угольщиков Сергей Цивилев дал понять, приняв участие в заседаниях экспертного совета «Укрепление безопасности кузбассовцев» и рабочей группы по экологической безопасности в углепроме Минэнерго России. В ходе первого обсуждали проблему контроля качества и очистки воздуха, и врио губернатора отметил, что экологическая ситуация в регионе зависит от состояния атмосферного воздуха и степени его загрязнения. За последние 6 лет предприятия региона увеличили выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 9,4%. Не менее актуальными оказались экологические проблемы углепрома. Их уже обсуждали на заседании рабочей группы Минэнерго. Выяснилось, что при доле Кузбасса в общероссийской добыче угля 62% в некоторых экологических проблемах она заметно выше. Например, на долю Кузбасса пришлось 82% твёрдых отходов, образовавшихся в 2017 году на предприятиях российского углепрома,  90% – их размещения во внешних  отвалах, 84% – выбросов в атмосферу, и только 18% – проведённой в 2017 году рекультивации нарушенных земель.

Ещё через некоторое время в июне Сергей Цивилев распорядился о разработке нового, более жёсткого подхода к рассмотрению заявок предприятий на перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. К обязательным законодательным требованиям, таким как расположение участка в границах рекультивации и соответствие генеральному плану муниципального образования, заявку будут дополнительно изучать три областных департамента. Как сообщила пресс-служба обладминистрации, департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности будет оценивать состояние земель, степень их деградации и др., департамент угольной промышленности – действенность санитарно-защитной зоны и социальную ориентированность предприятия. Департамент природных ресурсов и экологии будет изучать программу природоохранных мероприятия компании.

Положительно на комплексную оценку деятельности угольной компании будут влиять такие факторы, как перевод земель под размещение природоохранных объектов, строительство очистных сооружений, складов плодородного слоя почвы, обеспечение безопасности труда: проведение дегазации угольных пластов, строительство защитных дамб, организация водоотливов и водопонижающих скважин. По мнению Сергея Цивилева, такой подход позволит обеспечить «оптимальную среду для развития промышленности, комфортного проживания населения и сохранить земли для ведения сельскохозяйственных работ». Это та задача, которую для отрасли ставит проект стратегии на весь период её действия.
 
Обсуждение Стратегии-2035: комфортная среда
Обсуждение Стратегии-2035: комфортная среда
Улучшения городской среды

Проект Стратегии-2035 предполагает развитие региона по различным направлениям, в том числе, и по отраслям экономики. Однако, цели такого развития в этот раз привязаны не только к внутриотраслевым показателям, к инвестиционной активности, к созданию рабочих мест и бюджетному наполнению, но и к обеспечению нормального человеческого проживания. В частности, доступного и комфортного жилья, развития городского пространства. Для этого предусмотрены строительство различной инженерной инфраструктуры (газо-, водо-, тепло- и электроснабжения, дорог, коммунальных сетей), переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, улучшение качества городской жизни и пространства, обустройство привлекательной городской застройки и загородного расселения.
 
Объявленные задачи, как несложно заметить, носят не только общий характер, они прямо вытекают из насущных проблем региона. Как в сфере нового жилищного строительства, так, к примеру, и в коммунальной отрасли. Кузбассу, в частности, остро не хватает нормального водоснабжения, не говоря уже о необходимости реконструкции существующих инженерных сетей. На стратегической сессии «Комфортная среда проживания» (подробнее) и.о. заместителя губернатора по жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Вячеслав Телегин сообщил, что в Кузбассе наблюдается высокий износ инженерных сетей и сооружений, низкие техническая вооруженность и уровень энергосбережения. Помимо этого требуется расселить 1 тыс. 616 аварийных многоквартирных домов. Вот это основные проблемы жилищно-коммунального комплекса региона, и везде для их решения потребуется строительство. А еще требуются газификация (только 2% жилищ региона обеспечены газом), внедрение энергоэффективных технологий (они невозможны без хоть какой-то модернизации зданий и сооружений), ликвидация дефицита питьевой воды во многих населенных пунктах, установка и реконструкции станций водоподготовки.

Отдельно стоит проблема строительства очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод в малых населенных пунктах Кузбасса. Из 3,4 тыс. километров канализационных сетей региона половина коллекторов либо уже исчерпали ресурс, либо близки к этому. В Кемерове показатель износа этих сетей – 70%, в Новокузнецке – 70-80%, плюс к этому в южной столице на 60% изношены тепловые сети. «Необходимость модернизации систем инженерной инфраструктуры становится острее в связи с ростом объемов ввода многоквартирных и частных домов, а также повышающимся уровнем благоустройства жилья», отметили на сессии «Комфортная среда проживания». «Не менее важно благоустройство», – заявил на сессии в июне Вячеслав Телегин, что, по его словам, показало «активное участие жителей в мартовском рейтинговом голосовании».

Примечательно, что и на этой сессии, и в проекте Стратегии-2035 особое значение придаётся сосредоточенным формам городского проживания, агломерациям. Причём, как давно уже существующей Новокузнецкой, недавно сформировавшейся Кемеровской, так и их объединению, названной «Кузбасской агломерацией». Именно по всей этой агломерации подготовлены оценки состояния дел в сфере жилищного строительства, офисной недвижимости, качеству жизни и пр. В то же время объективных характеристик «Кузбасской агломерации», степени связанности её компонентов, экономического и демографического взаимодействия северного и южного центров, других участников сосредоточения в проекте Стратегии-2035 нет. Поэтому неясно, как работает (и работает ли вообще) «Кузбасская агломерация», что получает от неё экономика и социальное развитие региона, и что мешает уже развитию её самой.
 
Пути выхода

Ключевых задач развития Кемеровской области проектом стратегии предусмотрено пять: развитие человеческого капитала, развитие экономики, пространственное развитие, экология и рациональное природопользование, инновации и институты. В последнюю заложены в первую очередь усовершенствование регионального управления, поощрение экспортной экономики и устранение административных барьеров. Задача «Развитие человеческого капитала», к примеру, подразумевает повышение привлекательности региона для проживания и привлечения мигрантов, модернизацию среднего профессионального и высшего образования, системы здравоохранения.

Основным направлением и средством вывода Кузбасса из сложной социально-экономической и экологической ситуации проект стратегии видит в диверсификации экономики и её реиндустриализации. При этом до 2025 года предполагается подготовиться к таком переходу, а провести его – в следующую пятилетку, осуществив «массовый переход систем промышленного производства (горнорудная промышленность, металлургия, сельское хозяйство) и городского хозяйства на цифровые платформы, внедрение принципов Индустрии 4.0 в обрабатывающей промышленности». Инструменты перехода предложены ожидаемые и стандартные – привлечение инвесторов, развитие отраслевых кластеров, поддержка инноваций, проектное управление, развитие международного сотрудничества, в том числе, через поддержку экспорта. Развитие базовых отраслей, таких как углепром, металлургия и химия предполагается при условии снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Углепрому в проекте Стратегии-2035 по-прежнему отводится ключевая роль для развития региона, поскольку именно эта отрасль, по оценке разработчиков документа, «продолжит играть обеспечивающую роль в инвестиционной, производственной и финансовой сферах Кемеровской области». До 2024 года конъюнктура мирового рынка, как предполагает проект, продолжит обеспечивать постепенный рост спроса на кузбасский уголь, затем с 2025 года задача увеличения объёмов добычи трансформируется в задачу удержания достигнутых параметров. Предполагается, что углепром «в этот период станет крупнейшим региональным частным покупателем инноваций и технических решений для увеличения производительности труда, внедрения удалённого операционного контроля и снижения ресурсоёмкости».

Угольщикам при этом предстоит решить задачу рационального территориального размещения своих добывающих и обогатительных мощностей, чтобы предотвратить противоречие с существующим и перспективным расселением жителей. В начале июня это было названо обеспечением «оптимальной средой для развития промышленности, комфортного проживания населения и сохранения земли для ведения сельскохозяйственных работ».
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко